Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

модель небесных сфер. В дальнейшем, с середины XVIII века, регулярность парковой архитектуры сменяется пейзажностью со свободной естественной планировкой [4], а натурфилософия - чистым искусством. Необходимость применения научных подходов в садово-парковом искусстве вновь проявилась в связи с началом активного использования его плодов в медицине - в невропатологии и психиатрии. Нельзя сказать, что применение определенных типов ландшафтов и садоводства в качестве метода лечения психоневрологических заболеваний является недавним изобретением. В Европе душевнобольных лечили садами уже в 17-18 вв., а первые сведения об этом методе происходят из древнего Египта. Началом терапевтического садоводства как самостоятельного направления натурмедицины все же принято считать начало XIX века (лечение психических расстройств у ветеранов Гражданской войны США). Поскольку лечебное, или терапевтическое, садоводство создавалось на основе садово-паркового искусства с использованием знаний о принципах функционирования человеческой психики и нервной системы, научная составляющая присутствовала в этой отрасли с первых этапов его становления. Однако до начала XX в. в развитии теоретических основ данной отрасли не было особой необходимости, т.к. садовые терапевты в основном имели дело с немногочисленными случаями психических отклонений. Массовый характер они приобрели в XX в., после двух мировых и других войн, и развития урбанизации, приводящей к дальнейшему нарушению связей человека с природой [5]. Современная садовая терапия - «это процесс использования растений и сада для улучшения благосостояния через воздействие на разум, тело и душу человека» [5]. Американская ассоциация садовой терапии (AATG) определяет садовую терапию (садоводческую терапию, гарденотерапию, horticultural therapy, therapeutic horticulture) как дисциплину, которая профессионально использует растения и садоводческие технологии для терапии и реабилитации. Садовая терапия в широком смысле включает в себя стимуляцию процессов социальной адаптации, реабилитации и корректировки поведения человека путем воздействия на него комплекса специфических факторов общения с растительным миром. В узком смысле - садовая терапия представляет собой метод лечения преимущественно нервных и психических заболеваний. За рубежом садовая терапия широко применяется в домах для инвалидов и престарелых, детских домах, специализированных школах, психиатрических больницах, тюрьмах и реабилитационных центрах. На Западе, особенно в США, садовая терапия включена в перечень специальностей многих университетов. Очевидно, что рост популярности этого направления обуславливает необходимость развития ее научных основ и формирования новой семантической сферы, способной объединить понятия психологии, медицины и садово-паркового искусства. В России это направление официально существует только в ботаническом саду Иркутского университета и в Санкт-Петербургском центре медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, а профессия садового терапевта и соответствующая специальность пока отсутствуют. В последние годы направление садовой терапии стало формироваться в Полярно-альпийском ботаническом саде-институте на основе традиционного учебно-просветительского направления. Долгие годы просветительская деятельность Сада ограничивалась популяризацией достижений интродукции и акклиматизации растений в форме экскурсий по оранжерее и питомникам открытого грунта, популярных лекций по садоводству и огородничеству. В дальнейшем тематика лекционно-экскурсионной работы расширилась благодаря организации музея истории ботанических исследований на Кольском Севере и Полярно-альпийского ботанического сада-института в 2001 г. В сущности, именно это событие, приуроченное к 70-летнему юбилею ПАБСИ, послужило поводом задуматься о необходимости и возможностях расширения учебно-просветительского направления, о котором его основатель, профессор Н.А.Аврорин, писал в своем проекте создания ПАБСИ еще в 1931 г.: «все части Сада должны служить двум основным целям: научно-исследовательской, с установкой на хозяйственное освоение, и неразрывно связанной с ней - культурно-просветительной». Много позднее, в 2002 г., та же идея прозвучала на Международной конференции "Роль ботанических садов в сохранении биоразнообразия растений" (Москва, 20-22 мая 2002 г.): «Исходя из требований времени, ботанические сады России должны выделить работу по экологическому образованию населения в качестве приоритетного направления деятельности... разрабатывать образовательные программы для всех уровней населения, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая различными группами взрослых граждан», и была включена в «Стратегию Ботанических садов России по сохранению биоразнообразия растений». 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz