Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

Поскольку на практике трудно провести четкую границу между реабилитационными и образовательными программами, садовая терапия не вписывается в рамки чисто здравоохранительной деятельности, сближаясь со специальной педагогикой. Вследствие этого ее становление как самостоятельного научно-практического направления может происходить на основе как медицинской, так и педагогической наук. В ПАБСИ это направление сформировалось в рамках традиционной просветительской деятельности в ответ на растущие потребности общества в специализированных учебных программах, ориентированных на социально неадаптированную аудиторию. При этом особый акцент был сделан на разработку научных основ садовой терапии. Мурманская область предоставляет достаточно широкие возможности для ее развития. Так как в одном из наиболее индустриально развитых и урбанизированных регионов Крайнего Севера, где 90% населения проживает в городах, наблюдается высокий уровень психических заболеваний, в том числе и у детей. Именно психические нарушения являются причиной инвалидности детей в 11 раз чаще, чем заболевания органов пищеварения, в 7 раз чаще, чем злокачественные новообразования, в 3-4 раза - чем заболевания органов дыхания, эндокринной системы, глаз, костно-мышечной системы. По данным регионального Комитета по здравоохранению, в настоящее время в Мурманской области проживает около десяти тысяч психически больных (1% от численности населения), причем заболеваемость расстройствами невротического характера неуклонно растет. В связи с растущей потребностью населения региона в социально-значимых инновационных технологиях в 2002 г. Ученый совет ПАБСИ принял решение об организации научно­ просветительского отдела, целью работы которого, наряду с развитием традиционных направлений, было формирование научных основ просветительской деятельности, в том числе для специализированных программ обучения и реабилитации. В связи с этим были установлены контакты и подписаны соглашения о совместной деятельности в области дополнительного эколого­ биологического образования различных социальных слоев населения и развитии новых подходов к проблеме психосоциальной реабилитации людей с нарушением умственной и физической деятельности на основе всестороннего использования просветительского и рекреационного потенциалов ПАБСИ с Мурманским государственным педагогическим университетом и Мурманской областной психиатрической больницей. Направление садовой терапии получило при этом дополнительный стимул к развитию и расширению до экологической терапии, по определению использующей, наряду с растительными, животные объекты. С этой целью в дополнение к действующим в ПАБСИ экспозициям живых растений в 2009 г. был организован виварий. В своем развитии на базе ПАБСИ экологическая терапия с самого начала тесно взаимодействует с учебно-просветительской деятельностью. Некоторые из образовательных программ легко адаптируются к аудитории людей с ограниченными возможностями и после определенной доработки могут быть трансформированы в терапевтические. В 2007 г. в ПАБСИ было разработано учебное пособие по теме «Природа просыпается» из блока уроков «Природа Кольского Севера» [6], основная цель которых - пробудить интерес младших школьников к северной природе, научить видеть связь между природой и человеком. При этом решаются задачи формирования понятий о признаках весны в природе Кольского Севера, развития логического мышления на основе выявления взаимосвязей в природе, развития эмоционально­ чувственной сферы, создания условий для воспитания бережного отношения к природе своего края. На занятиях использовалось специально разработанное учебное пособие с разноуровневыми заданиями повторения пройденного материала и выявления знаний северных растений, наглядным материалом и домашними заданиями. В качестве дидактической основы при его разработке выступили целевая направленность (формирование ценностного отношения к природе своего края), функции в учебно-воспитательном процессе (мировоззренческая, образовательная, воспитывающая, развивающая). Данная программа была апробирована в курсе «Мир вокруг нас» в 3 классе школы № 2 г. Кировск и состояла из школьного урока и целевой прогулке по территории сада для закрепления полученных знаний. Впоследствии ее элементы после соответствующей корректировки были использованы в программе «Экотерапия». Формируя представление ребенка о природе в целом, нельзя ограничиваться только его флористической составляющей. Программа «Удивительный мир лошадей» была разработана в 2008 г. для учащихся 10-16-летнего возраста при содействии Центра детского творчества «Хибины» отдела образования администрации г. Кировска и была предназначена для реализации на базе вивария ПАБСИ. Она основана на использовании широкого спектра положительных факторов, 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz