Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

УДК 573.6:37.018.7:616-009 (470.21) НОВОЕ В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛЯРНО-АЛЬПИЙСКОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА-ИНСТИТУТА В.К. Жиров, О.Б. Гонтарь, Е.А. Святковская, М.П. Советова, И.Н. Мазуренко Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина КНЦ РАН Аннотация В течение последних десяти лет образовательно-просветительская деятельность ПАБСИ КНЦ РАН получила заметное развитие. При укреплении традиционных форм этой работы на базе Сада созданы и функционируют два учебно-научных центра, организованы музей истории ботанических исследований в Мурманской области и база для проведения летних практик студентов - экологов и биологов, а в последние годы организовано новое направление экологической и садовой терапии, связанное с разработкой специализированных образовательно-реабилитационных программ для людей, страдающих нервными и психическими расстройствами. Последнее отражает современные тенденции расширения сферы социально-полезной деятельности ботанических садов путем возрождения старых традиций всестороннего использования их здравоохранительного потенциала. Ключевые слова: Полярно-альпийский ботанический сад-институт, образовательная деятельность, экотерапия, терапевтическое садоводство, специализированные программы, нейро- и психопатологии. Просветительство и образование представляют собой одну из приоритетных задач и давних традиций ботанических садов, корни которой уходят далеко в античную историю. По существу, начальным стимулом интродукции растений - основного и хронологически первого направления их деятельности, было стремление показать обществу многообразие мира растений и высокую гармонию растительных форм, и только во вторую очередь - использовать их в практических целях. Композиции растений служили при этом не столько предметом, сколько средством преподавания. Еще Платон и Аристотель читали лекции своим студентам во время прогулок по ботаническим садам при возглавляемых ими учебных учреждениях. Для каждого занятия использовались специализированные участки сада, аранжировка которых должна была вызывать у слушателей эмоции, необходимые для наилучшего восприятия конкретного материала, либо символически иллюстрировать излагаемую лектором идею [1]. Если первый принцип построения ландшафта апеллировал в большей степени к эмоциональной сфере слушателей, то второй - к их логическому мышлению. Существенно, что именно второй, а не первый принцип, получил наибольшее распространение в конце Средних веков, когда в садово-парковом искусстве появились регулярные сады [2], а в научной сфере - признаки новой, отличной от аристотелевской, науки [3]. В это же время объединение учебных заведений (которые были тогда единственными научными центрами) с ботаническими садами превратилось в устойчивую традицию, причем принцип регулярности предоставлял широкие возможности для использования их в качестве иллюстрации получивших тогда распространение научных идей «...регулярный сад не был философски противопоставлен природе, как это обычно представляется. Напротив, регулярность сада мыслилась как отражение регулярности природы, ее подчинения законам ньютоновской механики и принципам декартовской разумности» [1]. Становление принципа регулярности в садово-парковом искусстве позднего Средневековья имело определенно натурфилософскую основу, однако последующее развитие и расцвет регулярных садов в XVII в. сопровождался ее угасанием. По существу, это заметно даже на вершине его воплощения - в Версальском парке, где логическое явно уступает эмоциональному: «гимн солнцу», по его собственным словам спланировал Андрэ Ленотр в 1654 г., но не математически выверенную 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz