Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре : специальность 10.02.19 - теория языка : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук /Иванищева Ольга Николаевна ; науч. консультант д-р филол. наук, проф. В. П. Берков ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2005. – 410 с. – Библиогр. – На правах рукоп.

(Караулов 1996: 69). Понятие «языковая личность» также трактуется по- 75 разному. Поскольку восприятие слова и текста связано с тем объемом знаний, которые носитель языка усваивает в процессе социологизации, в том числе при обучении в школе, то средним носителем языка логично, с нашей точки зрения, считать всякого человека, получившего среднее школьное образование. Объем знаний среднего носителя языка, с нашей точки зрения, определяется параметрами: что знать и сколько знать. Что и сколько знать можно соотнести с комментарием к тексту: то, что комментируется, незнакомо читателю. Но что именно и как необходимо комментировать, решается в зависимости от потребности текста и читателя. Так, слово барщина БЭС представляет следующим образом: форма земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. В Западной Европе барщина распространилась с 8-9 вв., с 12­ 13 вв. начала вытесняться оброками и к 14-15 вв. сошла на нет. В странах Востока не получила широкого распространения. На Руси появилась во времена Киевского государства. Широко распространилась в Европейской России во 2-ой пол. 16-1-й пол. 19 вв. После отмены крепостного права в 1861 сохранилась для временнообязанных крестьян как издольщина. Отменена в 1882. СУС, несмотря на свое назначение объяснять устаревшие слова и готовить учащихся к правильному пониманию художественных текстов, заявленное в предисловии ,76 н е выполняет этой задачи, представляя слово 75 Обзор см., напр.: Иванцова 2002, Тхорик 2000. 76 СУС: 3. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz