Живая Арктика. 1999, №2.

№ 2(16) т * ^ * J июнь 1999 По рассказам о нем матери Тамары Ивановны Боккоевой, внучки Распутина, - Михаила Ивановича в селе уважали и как единственного грамотного человека, и как священника. Никому никогда ни в чем он не отказывал, спешил на помощь. Понимал даже в медицине толк и дорогу от Ловозе- ра до Пулозера добился построить. И озе­ ро в честь его Поповским прозвали. Когда солнышко летом пригреет, на большом кам­ не любил спать, что у самой воды стоит. Частенько его местные жители там сидя­ щим видели. И чего греха таить, выпить тоже любил и когда много выпивал буйным становился, так у кого грехов не бывает... В годы интервенции Распутин снабжал жителей продуктами. Закупал у них пушни­ ну и отправлялся торговать в Мурманск или Колу. На вырученные деньги продуктов на­ бирал и торговал ими в Ловозере. В 20-х годах он участвовал в создании кооперации, был избран первым ее пред­ седателем. "Полярная правда" писала о нем, что мол служит в Ловозерском кооперативе поп - гладко, хозяйственно. Да, никак не отличить, где его лич­ ное хозяйство, а где общественное. И умеет тот поп ла­ дить со всеми. Не пропускает ни одного митинга, ни од­ ного собрания, за коммунистов громче всех слова гово­ рит, "Интернационал" поет, ходит с демонстрацией по Ло- возеру. Молодой сын его, Иван Распутин, активно участво­ вал в общественной жизни Ловозера. На сцене обще­ ственного клуба играл роль мужика "старого закала". То­ пая ногами и ворча в точности копировал отца: "В бога не верят, в церкву не ходят". Зрители, узнавая священ­ ника, покатывались со смеху, а Иван получал потом от отца изрядную трепку. В начале тридцатых годов начались гонения и реп­ рессии церковных деятелей. В 1932 году забрали и Рас­ путина. Больше уже в Ловозеро он не вернулся. По рас­ сказу работника Соловецкого монастыря, он по докумен­ там Соловков находился там и был расстрелян за свою церковную деятельность. Жена Распутина, Анна Петров­ на, боясь, что арест мужа может повлиять на ее судьбу и судьбу детей, сменила свою фамилию на девичью - Ев­ сееву. Фамилию-то сменила, но так всю жизнь и продол­ жала бояться прихода милиции. Вспоминают старожилы села Ловозеро. Вот рассказ Каневой Анны Гавриловны: "Родилась я в Ловозере в 1906 г. Мои родители, коми, приехали в село вместе с Поликарпом Рочевым, который в последствии был ста­ ростой Ловозерской церкви. Помню церковь Ловозерс- кую хорошо, людей очень много приходило на службу, церковный приход был большой. Люди приезжали с Ива­ новки, с Краснощелья. В праздники служба в церкви про­ исходила большая, а так ежедневно: утреня, обедня, и вечеря. В церкви натопят печь - тепло. Староста Поли­ карп постоянно звал нас подсвечники чистить. Родители рассказывали, что Поликарп на двух санях с Териберки огромный колокол привез. Все удивлялись, как он в гору смог поднять его. Михаил Иванович Распутин запомнил­ ся мне седоватым человеком, помню, как детей в Колу возили крестить и как его забрали... Поз­ же и Поликарпа раскулачили, он уже ста­ рый был. Людей заставляли писать заяв­ ления о том, что церковь не нужна, запу­ гивали, вот все и подписывали..." Вспоминают Елена Абрамовна Терен­ тьева и Марфа Васильевна Вокуева: "Ког­ да купола снимали с часовни, детей со школы приводили смотреть. Мы видели, как большой колокол упал на землю - зем­ ля ахнула! От колокола откололся кусок, так этот кусок раскулаченные мужики ше­ стами погрузли на сани, их было человек 15-20, а сам колокол, на специально сде­ ланных санях отправили на переплавку. Увозили несколькими упряжками. Когда церковь переделывали под клуб, то все иконы сжигали и опять школьников при­ водили смотреть, мол вот, как попы лю ­ дей обманывали. В 1932-1936 гг. ходили по домам, смот­ рели, чтобы иконы в доме не висели. Жи­ тели их прятали. Поликарп, староста, был очень богатым, а умер в нищете, все у человека отобра­ ли. Когда строили новый клуб, то бульдозером разруши­ ли много могил. Черепа и кости долго лежали на цоколе старого магазина..." Своими воспоминаниями делятся сестры Рочевы - Варвара Федоровна и Анна Федоровна (соответственно 1912 и 1917 года рождения )." Ой, и много прихожан хо­ дило в Ловозерскую церковь. Поп-то, Михаил Распутин, добрый был, за крещение и отпевание у бедных совсем мало брал. Его все прихожане очень уважали, никогда при нем матом не ругались, - не дай бог узнает! Богатые на праздники делали пожертвования церкви в виде сто­ га сена, туш оленей, теленка. Батюшка это все продаст и на вырученные деньги купит свечей, икон. На Пасху в церкви крашенные яйца раздавал, поздравлял с празд­ ником. И Поликарп был добрый. У моста выстроил шко­ лу, сейчас там дети занимаются народным творчеством. В 1932 батюшку Михаила репрессировали. Говорят, что на него наклеветали. А он ведь и в воскресной школе преподавал... Поповский дом располагался рядом с цер­ ковью, так на его месте потом построили здание райис­ полкома. До сих пор там береза стоит старая, что рядом с домом Распутиных росла. После репрессирования ба­ тюшки службы в церкви не проводили. Приезжал иногда батюшка из заключенных на крещения и отпевания, да и то недолго. Рядом с церковью было кладбище, там хо­ ронили богатых людей, были красивые памятники, огра­ да старинная. В 1938 церковь стали переоборудовать под клуб. Людям внушали, что церковь - это заблуждение, на глазах детей жгли кресты, иконы, книги церковные. Вначале ногами потопчут, а потом швыряют в огонь. Заставляли людей от церкви отказываться, документы разные подписывать. Когда стали новый клуб строить, то вырыли котлован, где располагалось кладбище. Раз­ рушили все могилы, даже перезахоронить останки не дали. На утро весь котлован залили водой..." • С егодня все возвращ ае тся на круги своя и в Ловозере строится новая Богоявленская церковь. Люди вновь поворачиваются лицом к Господу. 4 2 5 ГГОБОЗЕРО Михаил Распутин (1881-1937) 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz