Живая Арктика. 1999, №2.

Сергей Бойко Х ристианизация саамов Кольского полуострова началась со знакомства с культурой русского народа. Возникали смешанные браки, складывались род­ ственные отношения, даже появился своеобразный об­ ряд крестования, при котором русские и саамы обмени­ ваясь нательными крестиками становились крестовыми братьями. Это содействовало развитию торговли, това­ рообмену между двумя народами. В трудную пору и неурожайные годы саамы обраща­ лись к крестовым русским братьям за помощью и хотя на протяжении нескольких веков после принятия хрис­ тианства наряду с православной религией сохранились остатки языческой веры, все же строительство храмов и часовен властями очень поощрялось и ссуживалось деньгами. Так Богоявленская церковь была создана на средства Святейшего Синода (было выделено1782 руб. 41 коп.) Освещение ее состоялось 10 декабря 1873 года. Она была точной копией Нотозерской церкви. До октяб­ ря 1882 года службы в Богоявленской церкви проводил весьма почитаемый тогда в крае отец Георгий Теренть­ ев. В ноябре 1893 года для обучения в погосте Ловозеро открывается миссионерская церковно-приходская шко­ ла с приютом для учителей и учеников. На содержание школы было отпущено 26 руб. 86 коп. В 1895-1896 учеб­ ном году в ней обучалось 6 лопарских мальчиков, 7 коми мальчиков, 2 русских мальчика, 3 девочки самоедки и одна русская девочка. Школа размещалась то в лопарс­ кой тупе, то в церковной сторожке, а до пожара - в цер­ ковной трапезной. Для детей была издана "Азбука". Ос­ новные темы рассказов "Азбуки" были: "Люби господа Бога своего всем сердцем и душою твоею", "Необходи­ мость дружбы и согласия между людьми", "Человек дол­ жен работать, чтобы жить счастливо" и так далее. Учителем в школе состоял бывший ученик первого класса Архангельской семинарии Иван Яковлевич Ива­ нов, а законоучителем приходской священник. В ночь на 25 марта 1896 г. Богоявленская церковь в Ловозере полностью сгорела, но уже на другой год лово- зерцы построили новую церковь, на которую ижемцы дали более тысячи рублей. Из них только Поликарп Ро­ чев пожертвовал 630 рублей (стоимость ста оленей), а И. Терентьев заготовил и доставил более 400 бревен. Вместе с пожаром Богоявленской церкви сгорела и школа. И только в 1898 году, по строительству новой школы, в ней возобновились занятия. Учительствовать в ней приезжает выпускница Мариинской женской гим­ назии Е. Д. Догодкина. Из Москвы народный советник Федор Александро­ вич Сахаров прислал для новой ловозерской Богоявлен- Д 0 В 036 РСКИЙ ПРИХОД ской церкви необходимую утварь и 700 руб. деньгами. На новой церкви звонили семь колоколов от 43-пудового до 23-фунтового. В 1890 году братья Рочевы Поликарп и Назарий построили и отдельную колокольню и приобрели для церкви разные украшения 6 мая 1913 года Правительство России наградило братьев Рочевых за их пожертвования церкви серебря­ ными медальонами на Станиславской ленте. Лопарское общество передало во владение притчу реку Вирму с впадающим в нее ручьем и Попово озеро, позднее было выделено еще и 33 десятины земли для заготовки сена. Со времени образования Ловозерского прихода с 1862 года священниками в нем были: Клеоник Митрофа­ нов (1862-1873), Петр Ручьев (1873-1874), Георгий Те­ рентьев (1875-1883), Михаил Почезерский (1884-1892), а с 1892 года - Николай Николаевич Шмаков, закончив­ ший курс Кемского двуклассного уездного училища. В 1910 году священником Ловозерского погоста ста­ новится Михаил Распутин. До этого назначения он в1904- 1905 гг. исполнял обязанности учителя Пазрецкой при­ ходской школы, с 1 июля 1910 года - был законоучителем двух местных церковных школ, а в 1911 году еще и пред­ седателем Ловозерского духовно-приходского попечи­ тельства. Михаил Иванович Распутин 1881 года рождения, был сыном диакона Архангельской епархии. В 1897 году он окончил Архангельское духовное училище и из двух клас­ сов псаломническую школу. В Мурманской губернии Михаил Распутин был человеком очень известным, о котором часто упоминали газеты того времени. Как толь­ ко пала белогвардейская власть в Мурманск отправилась делегация в составе Михаила Распутина, Василия Кане- ва, Михаила Ануфриева и Петра Терентьева с ходатай­ ством организовать самостоятельную лопарскую волость с центром в Ловозере. И Совет комиссаров постановил: "ходатайство удовлетворить". Жил свящ енник больше от промы слов, чем от службы. Про то селяне даже песенку сложили: Сам читаю, сам пою, Сам кадило подаю, Сам звоню и водку пью За гостей и попадью. Были у него и олени, и целое озеро рядом с селом. Часто рыбачил там поп, а если кто другой приходил на него, говаривал: "Иди, сыне, дальше! Вон рядом Ловозе­ ро. Там и воды, и рыбы больше. Мне же нельзя далеко отлучаться, у меня здесь храм, служба. Могу в любой час потребоваться". И прогонял. Так и отвоевал у мест­ ного населения озеро. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz