Живая Арктика. 1999, №2.

№ 2 (16) июнь 1999 Надежда Большакова 7tOT> т г о л Я ' Р '& о ' Я S'SSS’DCTt З везды далекие и близкие во все времена при­ влекали внимание людей. В архиве Павла По- ликарповича Юрьева (саамского фольклориста и осно­ вателя на лопской земле Ловозерья краеведческого му­ зея), из сохранившихся записей была обнаружена сказ­ ка "Пусть ярче светят звезды". В ней говорится о том, что когда-то давным-давно в Космосе жили любящие друг друга Звезда-лопинка и Звезда-пастух. Их любовь раз­ деляла небесная река - Млечный путь.Тогда олени и ку­ ропатки тундры, видя их любовь, построили через не­ бесную реку мост и, когда влюбленные встретились, оле­ ни и куропатки увидели звезды. Зажгла звезды женщи­ на, потому что она родила Звезде-пастуху дочку, и заис­ крилась звездочка. Звездная ночь и оленьи стада в тундре. Звезды ка­ жутся льдинками и позвякивают друг о друга. Нет, это колокольчики на шеях оленей позвякивают. Вот она тун­ дра звенящих колокольчиков и мерцающих звезд. Саа­ мы, глядя на зимнее январское небо могли наперед ска­ зать, будет ли урожай на ягоды. Если 1 января небо яс­ ное, усыпанное звездами - жди лета морошкового; 2 января увидишь много звезд - много вороники запа­ сешь. Звездой звезд у саамов является звезда Поляр­ ная - яркая звезда - Чуввесь тассьт. Все народы мира Полярную звезду считают центром вселенной, вокруг которой двигаются все светила, лишь Полярная звезда - единственная всегда оста­ ется неподвижной. Она так­ же самая яркая звезда в со­ звездии Малой Медведицы. Если вы захотели сверить свой путь, повернитесь к ней лицом, она неизменно будет указывать вам Север, а значит позади будет юг, слева - запад, справа - во­ сток. Но не только люди на­ ходят свой путь по звездам, учеными доказано, что и птицы сверяют свои полеты по ним. Лапландские нойды считали, что под Полярной звез­ дой находится вход в Верхний мир, куда они могли про­ никнуть через дым очага или при помощи духа птицы, а иногда и священного оленя Мяндаша. На свой нойдовс- кий костюм они обязательно нашивали подвеску, симво­ лизирующую Полярную звезду. Подвеска-звезда долж­ на была освещать нойду путь, если он попадал в Ниж­ ний мир. В саамских сказаниях герои достигал^ звезд и даже срывали их с неба и дарили девушкам. В сказке "Шапка- невидимка" лопарь ухватился за звезду одной рукой, затем другой. Висит и думает: "Звезда у меня в руках, но с ней опять горе". Ветер между тем его бросал из сторо­ ны в сторону, а он все-таки от звезды не отступается. Наконец его оторвало со звездой, и он полетел вниз. Упал с высоты и провалился до половины туловища в мох. Звезду положил в карман, а сам пытается выбраться. С большим трудом вылез и пошел дальше дорогу искать. Юмолла или Йиммель-айя, что значит бог-дедушка или бог богов, жил по саамским легендам на седьмом медовом небе. Выше его никого уже не было. К нему древние саамы относились так же, как православные хри­ стиане относятся к Господу Богу, Йиммель-айя ни за что не отвечал. Он Верховный Бог всего сущего на земле и на небе! Ему подвластны божества: воздушные, огнен­ ные, земные, водные, домашние, звериные. Чтобы по­ пасть к Йиммелю необходи­ мо было пройти часть не­ бес: голубичное, ресничное, вересковое, заячье, морош- ковое, аметистовое и на пос­ леднем небе - медовом встретиться с ним. Не всем это удавалось и все же не­ которые бывали у него в го­ стях. Вот, например, как Муна, жена рыбака Чульда, которая умоляла бога вер­ нуть ей мужа, влюбившего­ ся в поморку красавицу Ка­ терину. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz