Живая Арктика. 1996, №4.

Ж И В А Я Ш т ш щ № 4, ноябрь 1996 племенной образ жизни народов” (статья 1) - так и основного объекта права , сформулированного в статье 14 Конвенции : “За соответствующими народами признаются права собственности и владения на земли, которые они традиционно занимают” . Задача по обеспечению особых прав какому-либо народу в целом, неразрешима не только в теоретическом плане при существовании диаметрально противоположных концепций этноса - как статистической единицы и как воображаемого, воссоздаваемого идеологами дискурса но и в практическом - ситуативный, процессуальный характер этнической идентификации у малочисленных народов, обусловленный социальной стратификацией этносов, степенью интегрированности различных стратов в модернизированное общество, дисперсностью проживания и другими причинами. Особую сложность это представляет для нашей страны, где этническая идентификация фиксируется в документах, удостоверяющих личность, и где в настоящее время при широком обсуждении возможности получения этнических прав, многие люди смешанного происхождения, некогда зафиксировавшие свою принадлежность к доминирующему этносу, например, к русским или якутам в Якутии, теперь стремятся документально восстановить свою принадлежность к малочисленным народам Севера. Кроме того в Сибири существуют старожильческие группы метисного происхождения, не имеющие статуса малочисленных народов Севера, и стремящиеся получить его, так как многие представители старожильческих групп интегрированы в традиционную экосистему Севера больше, чем в современное индустриальное общество. Трудности представляет также и определение границ территорий, которы е эти народы “традиционно занимают”. Во-первых, потому что некоторые народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни и в настоящее время расселены далеко даже от тех территорий , где они были зафиксированы двести лет назад. Во-вторых, многие народа проживают черезполосно., занимая на одних и тех же территориях различные природ о ­ хозяйственные зоны - оседлые рыболовы, живут в бассейнахрек, апо водоразделам кочуют оленеводы. В-третьих, современная структура расселения аборигенов является, в том числе, и результатом насильственных перемещений коренных народов, прежние традиционные территории расселения теперь заняты другими. И заявления о восстановлении прав ранее проживавших здесь народов мобилизует этих других на борьбу за свои сегодняшние права. Попытка восстановления этноисторической справедливости в отношении коренных народов путем предоставления им права на создание национально-территориальных автономий и других национально-территориальных образований, недооценка современных социально-экономических основ взаимоотношений социальных групп внутри этноса и в межэтнических отношениях может вполне предсказуемо привести к социально-экономическим конфликтам за ресурсы под лозунгами борьбы за национальные права. По-видимому, субъекты права должны определятся не только по этническому, но и по социально- экономическому признаку. Определение “ведущие племенной образ жизни” здесь явно недостаточно. Ведь основное, предоставляемое Конвенцией 169. право - собственность н а землю и ресурсы - экономическое, и оно должно быть адресовано экономическим субъектам; этнос или племя сами по себе такими субъектами, видимо, не являются. Субъектами права в данном случае являются не коренные народы как таковые, а этно-социальные, территориально-хозяйственные группы, ведущие традиционный образ жизни. Как мы видим, это определение совпадает с определением Конвенции 169, но относится не к народам в целом, а к территориально-хозяйственным группам коренного и старожильческого населения. Представителикоренных народов,уже вписавшиеся в парадигму современного индустриального урбанизированного общества, для охраны своих этнических прав нуждаются в других мерах. Они нуждаются в пр ав ах на свободу этнической идентификации, использования родного языка, развития национальной культуры, в правах на свободу создания объединений по национальному признаку, развития национальных институтов самоуправления. То есть в правах, которые гарантируются международными соглашениями ( “И тоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе” и другими) и входят в систему правовых норм концепции экстерриториальной национально- персональной автономии. Этноэкологический рефугиум - убежище и резерв для всех Ядром предлагаемой концепции создания этноэкологических рефугиумов являются не права коренных народов как таковых, а права и обязанности населения проживающего на территориях, имеющих особую экологическую и историко-культурную ценность в связи с тем , что большая часть населения этих территорий сохраняет исторически сложившиеся долговременные экологически сбалансированные способы освоения окружающей среды с использованием только возобновляемых ресурсов. Эти участки антропобиосферы представляют особую ценность для всего человечества как природные заповедники и как рефугиумы - последние убежища специфических форм человеческой цивилизации, сохранение которых является условиемподдержания разнообразия форм и путей развития человечества. К природному, этноэкологическому и этнокультурному наследию этноэкологических рефугиумов относится: - сама природная территория с флорой и фауной обеспечивающей развитие традиционных видов природопользования; - свидетельства хозяйственной 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz