Живая Арктика. 1996, №4.

Ж И В А Я АРіГТкІГА № 4. ноябрь 1996 ж ш освоенности терри тории с естественно сложившимися границами , системой пространственного и сезонного расселения населения, промысловых угодий, маршрутов кочевок; - система сезонного и пространственного сочетания разнообразных способов хозяйственного освоения различных участков ландшафта и природно- климатических зон, где ( на примере Сибири) совмещаются охота, рыболовство, собирательство, оленеводство; - соционормативные институты и народные знания , обеспечивающие долговременность использования возобновляемых природных ресурсов и передачу экологически и этнически значимой информации - например, системы промысловых запретов, временные изъятия из хозяйственного оборота участков территории в виде сакральных, запретных для посещения зон, локальные промысловые календари, знание съедобных и лекарственных растений , доместицированные популяциии животных, способы лова, сбора и обработки продукции, органи зационн ая структура хозяйственных коллективов, формы распределения угодий и продукции, домашние ремесла, воспитание детей и многое другое. Этноэкологические рефугиумы должны быть территорииями с особым режимом охраны природы, где традиционное природопользование осуществляется на основе нормативов, разработанных организациями, осуществляющими демоэкологический мониторинг территории, совместно с населением территории. Любая другая деятельность , не относящаяся к традиционным формам природопользования, на территории этноэкологического рефугиума запрещается или сводится к минимуму. Эти положения означают, что эксплуатация возобновлямых ресурсов на данной территории может быть предоставлена лишь ограниченному кругу лиц. При определении круга этих лиц будет справедливо учиты вать их этническое происхождение, время проживания на данной территории , знание традиционных систем природопользования, предшествующие виды трудовой деятельности. Этноэкологический рефугиум организуется государством , на территории ко торо го он расположен, при наличии инициативы со стороны органов самоуправления коренного и проживающего в нем населения, и с согласованием с региональными органами власти. В спорных случаях решающим является результат референдума коренного населения. После соответствующей экспертизы заявленный рефугиум ставится на учет Международным Фондом этноэкологических рефугиумов. Этноэкологический рефугиум в лице органов самоуправления его населения должен /~у являться юридическим лицом. Средства на его содержание складываю тся из / финансирования Фондом, государством и ШГ / других источников. Предложения по статусу этноэкологического рефугиума близки к положенииям Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия 1972 г.. Собственно этноэкологический рефугиуми являетсячастью Всемирного природного и культурного наследия, пока не вошедшей в статьи Конвенции, определяющие объекты наследия. С татья 12 Конвенции о всемирном наследии предлагает расширять список его объектов. Конвенция о всемирном наследии отличается от Конвенции 169 о правах коренного населения, тем, что в ней предусмотрен Фонд всемирного наследия и помощь государствам по его охране. Отношение общества к идее этноэкологического рефугиума Сразу хочу предупредить, что идея создания этноэкологических рефугиумом не будет пользоваться популярностью. Предлагаемая концепция этноэкологического рефугиума обсуждалась мною в разных аудиториях нашей страны. Федеральные органы , как мы уже видели, декларируя благие намерения по отношению к коренному населению Сибири и к экологическим проблемам, не спешат принимать ни экологическое законодательство, ни законы, обеспечивающие п р ав а коренного населения на самобытное этническое существование. Местная администрация ведет себя подобным же образом. А когда дело доходит до осуществления конкретного проекта - занимает по отношению к нему откровенно враждебную позицию. Такая ситуация сложилась в отношении администрации Чукотского автономного округа к реали зации проекта международного п арка “Беригепия”, предусматривавшего сохранение на своей территории традиционных форм хозяйства коренных жителей Чукотки - чукчей и эскимосов. Концепцию этноэкологического рефугиума н асторож енно воспринимаю т те лидеры национальных движений аборигенного населения, которы е видят единственный путь спасения аборигенов лишь в создании национально- территориальной автономии. Эта идея не нравится и представителям приезжего населения. Дело в том , что при низком экономическом развитии нашей страны большая часть сельского населения и населения маленьких городов России, а именно они составляю т большинство промышленных мигрантов в Сибири, еще не отрешилась от первобытных форм хозяйственной деятельности - охоты, собирательства, рыболовства. Продукция от этих видов деятельности является для мигрантов источником пополнения семейного рациона и бюджета. Для приезжего населения Сибири мысль о том, что в Европе уже в средние века охота и рыболовство были привилегией и требовали создания заповедников, глубоко чужда. Разговоры о проблемах экологии и предоставлении приори тетного п р ав а на эти виды занятий 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz