Вестник Мурмана. 1923, N12.

№ 12. М У Р М А Н А. 11 Наличие при школах интернатов для детей железно­ дорожников станций, где нет школы, в условиях жизни на дороге необходимо. В противном случае железно^ дорожники не смогут дать необходимого образования детям (советских школ в радиусе станций нет). Дорога проходит, особенно от Петрозаводска, исключительно по незаселенным местностям; следовательно, воспользо­ ваться советскими школами железнодорожники не могут, (в условиях Николаевской или Сев.-Зап. дороги железно­ дорожники могут пользоваться сетью школ местных От­ делов Народного Образования.). Сокращение сети культурно-просветительных учре­ ждений, естественно, вызовет сокращение культпросвет­ работников. Сократить работника значительно легче, чем получить хорошего работника, добровольно изъявив­ шего согласие работать на Мурманской. Опыт прош­ лого показал, что. несмотря на постигшее несчастье— голодовку в Поволжье, культурно-просветительные ра­ ботники согласия выехать на Мурманскую дорогу не изъявили (предложение исходило от Цекиспроса и Наркомтруда). В интересах будущего развития края существующий кадр культурно - просветительных работников, вполне акклиматизировавшихся, нам необходимо задержать. Не нужно забывать, что больший процент работни­ ков падает на пришлый элемент. Культпросвет-работни­ ков, за редким исключением, из местного населения нет. В развитии культурно-просветительной деятельности на дороге заинтересован не только Союз, но и также Правление дороги, принимающее энергичные меры к проведению в жнзн г> колонизационных мероприятий для оживления края. Доказывать о существовании органической связи культурно-просветительной работы с колонизационной работой не приходится. Вопрос ясен. Колонизация пре­ следует экономическое развитие края. Экономика без культуры развиваться не может. Но, если, в силу затруднительного финансового положения Республики, обширный план Правления до­ роги по оживлению края в настоящий момент не может в полном масштабе быть проведенным и жизнь, это далеко еще не значит, что в настоящий момент в суще­ ствовании сети культурно-просветительных учреждений дорога не заинтересована. Железнодорожное население является пионером края и, находясь оторванным от культурных центров, имеет полное право рассчитывать на удовлетворение естествен­ ных культурно-просветительных запросов. В противном случае мы легко можем лишиться существующего кадра работников. Говорить о пополнении кадра работников из мест­ ного населения не приходится. Квалифицированных ра­ ботников из местного населения нет. а, главное, что по территории, особенно севернее Петрозаводска, наблю­ дается блестящее отсутствие даже и последнего. Надеяться на реальную возможную помощь со сто­ роны местных Отделов Народного Образования не при­ ходится. Средств у последних нет. Финансовые затруд­ нения у последних— явления не эпизодические, а си­ стематические. Можно с уверенностью сказать, что бюджет Карельского Отдела Народного Образования, если бы передать школы последнему, не выдержит. Больше того, что Карельский Отдел Народного Образо­ вания дает, он дать не сможет. В феврале месяце от КОНО было получено лишь 13.176 рублей. Общий же расход на содержание куль­ турно-просветительных учреждений, по данным Дор- культа, выражается в сумме 441.289 рублей знаками текущего года. Правда, эта цифра касается всех куль­ турно-просветительных учреждений дороги, но здесь можно указать, что две трети всех к/п. учреждений до­ роги падают на участок, проходящий по территории Карельской Трудовой Коммуны. Источник — транспортная кооперация — реальных средств от отчислений дать не может (специфичность дороги также сказывается и на, работе транспортной кооперации). Итак, телеграмма Зам. Наркомпуть тов. Фомина, устанавливающая общие принципы для получения средств на ведение культурно-просветительной работы (отчи­ сление целевых налогов, °/0°/0 отчисление от оборотов транспортной кооперации), абсолютно не может быть распространима на Мурманскую железную дорогу. Важность идеологического фронта, постановление Всероссийского X Съезда Советов о преіфащении от­ ступления на культурно-просветительном фронте, а также и авторитетное заявление на Всероссийском Съезде железнодорожников Наркомпуть тов. Дзержин­ ского:— „Без просвещения нет транспорта" заставляют обратить внимание Центрального Совета по просвещению при НКПС на необходимость установления, исключи­ тельно в виду специфических условий Мурманской же­ лезной дороги, принципа финансирования к/п. учреждений из экеплоатационных сумм по установленной смете. В противном случае сокращение сети к/п. учреждений в разгаре учебного года сведет всю проделанную ра ­ боту на нет. Поноя. По поводу одного „выхода' (Письмо в редакцию). Члену Правления Мурман­ ской ж. д. Тов. Ефимову. Прочитав в газете ,,Гудок", Л? 885 от 25 февраля как раз дело было именно так, как советует автор за- c. г., заметку, под заглавием: „Это не выход“— я возму- метки поступать в таких случаях. Дело, ведь, было так. щен извращенней фактов, послуживших введением в В виду того, что утром устроить митинг было совсем заблуждение редакции „Гудок*. .Ведь, если помните, невозможно, что отразилось бы ,на производстве, по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz