Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

Первый этап (1930-1941 гг.) Активный рост рыбной, и горно-химической промышленности на Кольском п-ове, начавшийся в 1929-1930 гг. потребовал соответствующей энергетической базы. Необходимо отметить, что еще ленинским планом ГОЭЛРО было предусмотрено обеспечить потребности развития Мурмана в электроэнергии за счет использования гидроэнергетических ресурсов. На севере Кольского п-ова для снабжения электроэнергией города Мурманска в 1934 г. была пущена в эксплуатацию Мурманская ТЭЦ, строительство которой также было включено в план ГОЭЛРО. Станцию, способную на тот момент полностью обеспечить нужды города в электроэнергии, построили вблизи порта. Проектировали и строили станцию специалисты Ленинградского отделения «Коммунэнергостроя». Необходимо отметить, что Мурманская ТЭЦ обеспечивала электроэнергией строительство Туломской ГЭС, начавшееся в это же время. После завершения строительства ГЭС освободившаяся электроэнергия Мурманской ТЭЦ была использована для питания электробойлеров при создании системы централизованного теплоснабжения части города Мурманска. Первые электробойлеры появились на Мурманской ТЭЦ в сентябре 1939 г., тогда же были проложены и первые 1 150 метров теплотрассы. ТЭЦ работает на привозном топливе - мазуте. Ее установленная тепловая мощность - 1 111 Гкал/час. В 1937 г. рядом с поселком Мурмаши была построена Туломская (Нижнетуломская) ГЭС. В этом же году ЛЭП-110 соединила Нижнетуломскую ГЭС с главной подстанцией Мурманска. Туломская ГЭС обеспечила дальнейшее развитие портового хозяйства, рыбной промышленности, потребности населения. Эта станция была построена с большим запасом прочности и надежности за 36 месяцев, в основном, с применением ручного труда. Станция имела каменно-набросную плотину с битумным экраном, что в период реконструкции в 1980-х гг. позволило без значительных затрат поднять ее производительность на 20%. При строительстве станции был сооружен уникальный для того времени рыбоход для нерестящейся семги. Для обеспечения электроэнергией южной части Кольского п-ова в довоенные годы в планы первоочередного строительства были включены объекты Нивского каскада гидроэлектростанций. В 1931 г. было начато строительство первой заполярной гидроэлектростанции Нива-2. Ввод в действие ее агрегатов позволил создать Кандалакшское железнодорожное электродепо и начать строительство механического завода в Кандалакше [1, с. 59]. Первые высоковольтные ЛЭП построены на Кольском п-ове в период с 1931 по 1933 гг.: ЛЭП-110 от Нива ГЭС-2 к Кировску. В 1934 г. в строй вступил первый агрегат ГЭС Нива-2, обеспечивший электроэнергией предприятия г. Кировска и участок железной дороги между Кировском и Кандалакшей, где начали ходить электровозы. В 1935 г. введена ЛЭП-110 Нива ГЭС-2 - Кандалакша. Административная реформа 1938 г. привела к включению Кандалакшского района в состав Мурманской области, а энергетические мощности Нивского каскада ГЭС вошли в состав Кольской энергосистемы (образована 21 мая 1936 г.). В предвоенные годы было начато строительство самой мощной на тот момент гидроэлектростанции каскада - Нива-3, а в 1939 г. был полностью электрифицирован участок железной дороги от Кандалакши до Мурманска и начато строительство Кандалакшского алюминиевого завода. К 1940 г. Мурманская область и г. Мурманск по обеспеченности выработкой электроэнергии на душу населения вышли на первое место в Советском Союзе. В 1940 г. была сооружена ЛЭП-110 от Туломской (Нижнетуломской) ГЭС до Кандалакши. Именно она позволила соединить Нивскую и Туломскую ГЭС на параллельную работу. Однако дальнейшее развитие электроэнергетики и всей промышленности Мурманской области было прервано началом Великой Отечественной войны, строительство ГЭС Нива-3 было приостановлено, та же участь постигла Кандалакшский алюминиевый завод, все ценное оборудование было вывезено вглубь страны. В годы войны ГЭС Нива-2 (работала на двух агрегатах) обеспечивала работу предприятий на нужды фронта. Выводы Истоки создания и развития электроэнергетической системы на Мурмане в предвоенные годы были заложены в ленинском плане ГОЭЛРО. Несмотря на огромные трудности технического и экономического порядка, этот план неуклонно воплощался в жизнь. Благодаря плановому подходу к развитию территории, своевременному системному вводу энергетических мощностей и обеспечению баланса производства и потребления электроэнергии за годы довоенного развития на Кольском п-ове появились такие новые отрасли промышленности, как горно-химическая, металлургическая, энергетическая. Большое значение придавалось также развитию рыбной отрасли: уже к 1936 г. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz