Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

УДК 332.1:620.9(470.21) ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯМУРМАНА: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА А.Б. Котомин Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация Дана ретроспектива развития электроэнергетики на Кольском полуострове. Выделены и кратко охарактеризованы три этапа этого развития, отмечена его неразрывная связь с социально-экономическим развитием региона в советское время. Кратко проанализировано состояние электроэнергетики Мурмана в постсоветские годы, влияние, оказанное на нее реставрацией капитализма в России. Ключевые слова: Мурман, электроэнергетика, регион, развитие, история. теплоэнергетики, В развитии Кольской энергосистемы можно выделить три этапа. Первый - предвоенный - начался в 1930 г. после восстановления хозяйства Мурмана, разрушенного гражданской войной и интервенцией стран Антанты. Он совпадает с ускоренным освоением ресурсов Кольского п-ова, развитием и интеграцией инфраструктуры полуострова, которые сопровождаются развитием крупной гидроэнергетики. Второй этап обеспечил послевоенное восстановление народного хозяйства Мурманской области, а затем - поступательное развитие Мурманского территориально-производственного комплекса (ТПК) и социально­ экономическое развитие региона в целом. Он связан с развитием достижением крупной гидроэнергетикой пределов развития, а также строительством атомной станции, в результате чего Кольская энергосистема стала уникальной в стране: примерно поровну электроэнергию для нужд промышленности и населения вырабатывали каскады ГЭС и Кольская АЭС. Третий, кризисный этап, начался с развалом СССР и ознаменовался рыночным реформированием энергосистемы страны в целом, и Кольской энергосистемы, в частности. Этот этап продолжается, и по сей день. После освобождения Кольского п-ова от интервентов уже в марте 1920 г. начались работы по восстановлению народного хозяйства Мурмана. Порт Романов-на-Мурмане, железная дорога, рыбные промыслы находились в полуразрушенном состоянии. Общая сумма прямого ущерба, нанесенного ему в годы гражданской войны, превысила 300 млн рублей золотом [1, с. 13]. Правительство Советской России прекрасно осознавало значение Кольского п-ова и других северных территорий для существования и развития государства. То, какой будет судьба страны, не сумевшей в должной мере освоить и развить свои северные (да и не только северные) территории со всей ясностью продемонстрировала интервенция стран Антанты. Поэтому уже в марте 1921 г. В.И. Ленин подписал декрет об организации Плавучего Морского научно-исследовательского института для изучения северных морей, их островов и побережий. Что касается Мурмана, то в 1922 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял решение о достройке и реконструкции Мурманской железной дороги и объединении ее с портом в единый транспортный комбинат. В 1923 г. был издан декрет «О колонизации Карело-Мурманского края», который предписывал Мурманской железной дороге осуществить ряд мероприятий по развитию Мурманской губернии [1, с. 14]. Эти и другие шаги дали положительный эффект: к 1926 г. возросла добыча рыбы, в 5.5 раз по сравнению с 1920 г. увеличился грузооборот порта, население Мурманска утроилось. Однако дальнейшее развитие губернии сдерживалось технической отсталостью и нехваткой кадров, поэтому 10 сентября 1927 г. Мурманская губерния была преобразована в округ Ленинградской области. Ленинградские специалисты во многом обеспечили прорывные направления развития Мурмана в предвоенные годы, при их участии были построены города Кировск, Мончегорск. На верфях Ленинграда строились рыболовецкие суда для Мурмана. Ленинградские ученые поднимали науку Заполярья. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz