Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

Учитывая обозначенные выше тенденции, основные меры должны быть направлены на укрепление финансовой базы местного самоуправления и региональных органов власти, обеспечение устойчивости местных бюджетов и активизацию стимулов к наращиванию налогооблагаемой базы. Для этого целесообразно внести изменения в федеральное и региональное законодательство. На федеральном уровне : • передать налоговые полномочия региональным органам власти по регулированию ставки налога на прибыль в отношении налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в регионах Севера, в размере норматива, закрепленного за бюджетом субъекта Российской Федерации; • внести изменения в федеральное законодательство, устанавливающее порядок регистрации организации в налоговом органе по месту фактического осуществления ею экономической деятельности; • снизить ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для предприятий малого бизнеса, применяющих общий налоговый режим и упрощенную систему налогообложения, до уровня дореформенного периода (14%); • исключить практику предоставления на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, приводящую к росту выпадающих налогов; • повысить самостоятельность муниципалитетов в расходовании средств местных бюджетов и увеличить их мобильность за счет минимизации объема и количества передаваемых на нижестоящие уровни власти целевых межбюджетных трансфертов; • в целях повышения доходных налоговых источников региональных и местных бюджетов через уплату налога на доходы физических лиц, для достижения сбалансированности регионального рынка труда сформировать нормативно-правовую базу, регулирующую порядок закрепления (трудоустройства) молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений области, на территории Севера. На уровне региона: • усилить налоговую составляющую в доходах местных бюджетов за счет закрепления на долгосрочной основе налогов, на налоговые базы которых способны влиять и действенно их администрировать органы местного самоуправления: налога на имущество организаций, транспортного налога, единого налога , налога на прибыль от малого бизнеса1'; • предоставить право органам местного самоуправления изменять ставку налога на прибыль в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в материальной сфере и сфере оказания социальных услуг населению. ЛИТЕРАТУРА 1. Лавров А, Литвак Д.М. и др. Межбюджетные отношения в России: необходимость налогово-бюджетной автономии субнациональных властей / А. Лавров, Д.М. Литвак, Д. Сазерлэнд. Режим доступа: http://www.iet.ru/. 2. Курляндская В., Николаенко Е.И. и др. Децентрализация публичной власти и межбюджетные отношения в регионах России / В. Курляндская, Е.И. Николаенко, Д.В. Шишкин. Режим доступа: http: //www.fpcenter.org/. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 ч. М., 2005. 4. Отчеты об исполнении консолидированного бюджета Мурманской области за 1999-2002 гг. (без ЗАТО). 5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. Изд. 5-е. 368 с. 6. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (принят ГДФС РФ 17.07.1998 г., ред. от 27.07.2010 г.). 7. Программа развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 г. Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года». 8. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 г. № 467-р «О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006­ 2008 годах и плане мероприятий по ее реализации». 9. Отчеты об исполнении бюджета муниципальных образований Мурманской области за 2000-2008 гг. Сведения об авторе Барашева Татьяна Игоревна - к.э.н., доцент, зав. сектором; e-mail: barasheva@iep.kolasc.net.ru Плательщиками данного налога являются субъекты малого предпринимательства, функционирующие по упрощенной системе налогообложения, в размере всей ставки (за исключением доли ставки, предназначенной для отчисления во внебюджетные фонды). 1 Применяет общий режим налогообложения в размере ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz