Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

бюджетами закрепляются налоги, налоговые базы которых не связаны с результатами финансово­ хозяйственной деятельности предприятий-налогоплательщиков, что способствовало сохранению доходов на уровне докризисного периода. Недопоступление налогов в местные бюджеты отмечалось по НДФЛ в связи с сокращением персонала предприятий области, а также расширением действия федеральной льготы (увеличение с 1 до 2 млн руб. предельного размера имущественного вычета по НДФЛ и необлагаемого минимума), вызванное антикризисными мерами. В послекризисные годы продолжает сохраняться проблема зависимости местных бюджетов от безвозмездных перечислений, доля которых в структуре доходов незначительно снизилась к 2010 году и составила: в ГО - 44.9%, в МР - 74%, в ЗАТО - 76.1%, в поселениях - 66.7% [9]. Уровень собственных доходов, позволяющий органам местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств, низок и в среднем не превышает 50% всех доходов бюджета. Усугубляет проблему собираемости налогов предоставление федеральными и региональными органами власти налоговых льгот по региональным и местным налогам. В 2009 г. объем выпадающих доходов составил 7.7% налоговых поступлений консолидированного бюджета Мурманской области. В структуре средств межбюджетного выравнивания отмечается еще большее сокращение доли дотаций и рост целевых средств, уровень последних различается по типам муниципальных образований и изменяется: в ГО от 77.4% до 97.9%, в МР - от 71.2% до 84.2%, в поселениях - от 10.9% до 90.2%. Высокая доля субсидий (более 30%) в объеме межбюджетных трансфертов свидетельствует об усилении влияния региональных властей на выбор приоритетов при финансировании муниципальных расходов. Рост удельного веса субвенций (40-60%) муниципальных образований косвенно свидетельствует о снижении уровня фискальной автономии муниципалитетов по расходам. Увеличение доли целевых средств и сокращение налоговой составляющей в доходах местных бюджетов оказывает негативное влияние на размер муниципального долга. Наблюдается ситуация, когда в условиях текущего профицита бюджета и при наличии неиспользованных целевых средств, числящихся на счете города, муниципальные образования прибегают к привлечению бюджетных и банковских кредитов, увеличивая муниципальный долг. Так, в 2010 г. остатки средств на счетах муниципальных образований области превысили 2 млрд руб., при этом муниципальный долг вырос практически у всех муниципалитетов и составил более 1.5 млн руб. Причиной тому является увеличение расходных полномочий без подкрепления их доходами. Необходимо изменить структуру межбюджетных трансфертов на источники, которыми органы местной власти смогут распоряжаться самостоятельно. Действующий порядок закрепления доходов за местным уровнем, скорректированный решениями региональных органов власти и управления, приводит к усилению риска потери финансовой устойчивости местных бюджетов. Диверсифицированная прежде структура налоговых источников, поддерживаемая региональными налогами (транспортный налог, единый налог по упрощенной системе), с 2010 г. и на двухгодичный плановый период не будет таковой в связи с передачей данных налогов в область. Следовательно, законом о бюджете Мурманской области установлена прямая зависимость местных бюджетов от поступлений одного налога - НДФЛ. На его долю приходится более 78% всех налоговых доходов бюджетов муниципальных образований области. Однако нестабильность экономики, развитие негативных региональных процессов: рост числа лиц пенсионного возраста, усиление оттока за пределы области трудоспособного населения, в т.ч. молодых специалистов по причине неурегулированности вопроса их трудоустройства, может привести к сокращению поступлений в бюджет НДФЛ. Для предотвращения неблагоприятных последствий целесообразно возобновить положительную практику переходного периода реформы местного самоуправления по использованию регулирующих федеральных и региональных налогов и, прежде всего, тех налогов, плательщиками которых являются субъекты малого и среднего бизнеса. Интерес местных властей в создании условий для развития малого предпринимательства обусловлен отнесением федеральным законом организации мероприятий по оказанию содействия развитию бизнеса к вопросам местного значения. Подводя итог реализации на местном уровне новых положений Бюджетного и Налогового кодексов, заметим, что финансовые проблемы муниципальных образований окончательно не были решены в ходе проводимых в стране реформ. Активное государственное участие в регулировании налогово-бюджетных правоотношений привело к снижению налоговой составляющей в местных бюджетах, сокращению степени диверсифицированности структуры налоговых доходов местных бюджетов, усилению зависимости органов местного самоуправления от решений и финансовых ресурсов вышестоящих уровней бюджетной системы РФ. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz