Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

К середине 1990-х гг. начали применяться более или менее унифицированные подходы к разграничению доходов и расходных обязательств, в значительной степени заменившие прежние индивидуальные двухсторонние соглашения [1]. Переломным в развитии межбюджетных отношений стал 1998 год. Произошло сокращение норматива отчисления в бюджеты субъектов РФ от ведущего налога - НДС. Низкая результативность регионального и местного налоготворчества явилась причиной введения жестких ограничений на установление региональных и местных налогов. Вместе с тем расширение сферы действия регулирующих налогов (акцизов, налога на доходы банков и страховых организаций, налога на прибыль с предприятий и подоходного налога с физических лиц), множественность местных сборов все еще позволяли наращивать объемы налоговых поступлений местных бюджетов, о чем свидетельствует рост их удельного веса в доходах муниципалитетов: 11.8% - 1997 г., 15.5% - 1998 г., 21.3% - 1999 г. и 21.5% - 2000 г. Наибольшее влияние на местные бюджеты оказало принятие Налогового кодекса РФ [3], которым были отменены ряд местных налогов и широкий перечень сборов. За муниципальным уровнем установлено всего пять местных налогов и сборов. В этой связи роль местного налогообложения в финансировании деятельности местного самоуправления существенно сократилась. В структуре доходов местных бюджетов превалировали регулирующие источники (более 47% всех доходов). Расширение числа регулирующих налогов (федеральных и региональных) сковывало проявление налоговых инициатив у органов местной власти, поскольку они не способны были оказывать существенного влияния ни на базу, ни на ставки регулирующих налогов. Активная передача из центра на места функций по осуществлению бюджетных расходов при сокращении налоговых поступлений стимулировало к развитию системы финансовой поддержки. Объемы межбюджетных трансфертов местным органам власти из региональных бюджетов достигли почти 70% полученных из федерального бюджета средств [4]. Несмотря на всё более усложняющуюся систему трансфертов проблема межрегионального выравнивания оставалась нерешенной, число дотационных регионов продолжало увеличиваться. В дополнение к этому разразившийся экономический кризис явился причиной еще большего усиления вертикальной несбалансированности бюджетной системы. 2001-2005 годы. Начало 2000-х гг. характеризуется продолжением изменений в налоговом и бюджетном законодательстве. В этот период обозначен переход к полному зачислению НДС в федеральный бюджет, происходит снижение ставки налога на прибыль с 35 до 24% и ставки налога на пользователей автомобильных дорог с 1.5 до 1% с последующей отменой налога, отменяется налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Это ограничивает возможности регионов по применению регулирующих налогов и негативно сказывается на доходах местного уровня. Наряду с этим в «руки» регионов были переданы практически все средства для финансирования местного самоуправления - ими задавались приоритеты и основные параметры влияния на объем доходов местных бюджетов. Сложившаяся система регулирования не стимулировала у местных органов власти наращивание налогового потенциала, создание условий для экономического роста, а способствовали их иждивенчеству. Оставалась нерешенной проблема распределения расходных полномочий. За регионами и муниципалитетами по-прежнему были закреплены расходы по содержанию учреждений и организаций, находящихся в их собственности; субсидии жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, на содержание дорог регионального значения; а ответственность за финансирование «совместных расходов», включающих такие крупные статьи, как образование, здравоохранение, социальная политика, субсидии экономике, были разделены с федеральным уровнем [1]. На региональные и местные бюджеты возложены значительные обязательства по многочисленным федеральным законам, не обеспеченным доходными источниками. Отсутствие у органов местной власти реальной возможности в достаточном размере формировать собственные бюджетные средства (собственные налоги местных бюджетов покрывают менее 15% расходных потребностей муниципальных образований), низкая эффективность системы межбюджетного регулирования привели к сохранению устойчивого дисбаланса между расходными обязательствами и доходными источниками (табл.). 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz