Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

УДК 336.1:352 РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Т.И. Барашева Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация Приводятся основные результаты анализа нормативно-правовой и методологической базы, регулирующей процесс формирования налогово-бюджетных отношений на уровне регионов и муниципальных образований в условиях проведения реформ. Выявляются последствия преобразований для главного звена общественных финансов - финансов муниципальных образований. Предлагаются рекомендации по выработке механизмов обеспечения устойчивых, стабильных источников пополнения местных бюджетов, необходимых муниципальным органам власти для успешного и качественного выполнения хозяйственных, социальных и иных задач. Ключевые слова: муниципальные финансы, местные бюджеты, межбюджетные отношения, реформирование региональных и муниципальных финансов. Научным подразделением Института на протяжении более полутора десятка лет проводятся важнейшие научные исследования в области бюджетного федерализма, бюджетно-налоговой политики, межбюджетных отношений и реформирования региональных и муниципальных финансов. Сотрудники подразделения участвуют в подготовке докладов, информационно-аналитических материалов, записок и предложений по запросу органов государственной власти и органов местного самоуправления. Научные результаты, полученные в ходе проведения исследовательской деятельности, публикуются в ведущих российских журналах и используются в учебном процессе. Особое внимание в последние годы специалистами подразделения уделяется актуальнейшей проблеме - эффективного управления финансовыми ресурсами на уровне региона и муниципальных образований. В работе проведен ретроспективный анализ наиболее значимых событий периода реформирования региональных и муниципальных финансов, выполнена оценка последствий практической реализации в Мурманской области нововведений и даются рекомендации, позволяющие обеспечить наращивание бюджетных доходов и стабильность финансирования расходных обязательств. 1991-2000 годы. В результате начавшегося перехода к рыночной экономике субнациональные власти стали более активно участвовать в распределении и использовании финансовых ресурсов, что привело к существенному перераспределению реальных полномочий в пользу региональных властей. В основном эти сдвиги были не результатом каких-то реформ и целенаправленных изменений в федеральном законодательстве, а проявлением центробежных тенденций, связанных с ослаблением федерального центра и, соответственно, его неспособностью финансировать значительную часть прежних бюджетных обязательств. В этих крайне нестабильных условиях регионы успешно боролись, в рамках двухсторонних договоренностей и соглашений с федеральным центром, за все большую долю бюджетных доходов, в то время как федеральное правительство продолжало «сбрасывать» на места расходные обязательства [1]. В условиях отсутствия устойчивого правового поля, непроработанности значительной части экономических вопросов, субъекты РФ делали попытки сформировать свое «право» в той области регулирования, где выявлялись пробелы в законодательстве. Периоду начала девяностых свойственно развитие безудержного налоготворчества [2]. В ходе расширения прав органов местного самоуправления интенсивное развитие приняло налоготворчество и на местном уровне, оцениваемое специалистами как неупорядоченный процесс. Из 26 созданных налогов всего один местный налог - на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - был эффективным и обеспечивал до 15% всех доходов местных бюджетов. Установление широкого перечня налогов и сборов сопровождалось использованием не всегда обоснованных налоговых льгот. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz