Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

Расчеты показывают, что в последние годы экспортная стоимость 1т улова трески (при использовании ее на филе) в 1.4-1.5 раза выше, чем при направлении на выпуск потрошеной обезглавленной продукции. Однако трудоемкость изготовления филе необесшкуренного машинной разделки выше в 1.63 раза, обесшкуренного с дообработкой - примерно в 2 раза [3]. Последний фактор при малочисленности судовых экипажей зачастую оказывается решающим: при высоких уловах большую валовую стоимость и прибыль можно иметь при переработке трески на обезглавленную потрошеную рыбу. Кроме этого, реализовать треску разделанную легче, чем филе. Она на Западных рынках рассматривается как полуфабрикат для дальнейшей переработки. Таким образом, с точки зрения частных коммерческих интересов, переработка трески и пикши на судах при высоких уловах на потрошеную обезглавленную рыбу является предпочтительной. Вследствие этого судовые филетировочные мощности используются лишь на 20% [4], производство филе на судах Мурманской области составляет 4-7 тыс. т в год, или менее 2% от общего объема выпуска продукции на судах. (табл. 1) [5], а народнохозяйственный эффект от добычи и переработки морских биоресурсов уменьшается. Заметим также, что рыбомучные установки (РМУ), позволяющие комплексно перерабатывать рыбное сырье (не выбрасывать за борт отходы от разделки), имеются лишь на ~ 35% промысловых судов Северного бассейна, осуществляющих промысел донных гидробионтов. Таблица 1 Производство филе на северном бассейне, т Место производства 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. по отношению к 2004 г., % На судах 8322.2 7746.5 8194.0 6100.9 7659.0 н/д 91.01) На береговых предприятиях 2549.5 5294.4 7168.3 5462.2 6155.1 н/д 241.41) Всего 10871.7 13040.9 15359.3 11562.2 13814.1 10292.4 94.7 1Отношение 2008 г. к уровню 2004 г. Переработка пелагических видов рыб на промысловых судах в большинстве случаев сводится к заморозке. Рыборазделочной техникой оборудованы лишь 11 больших автономных супер-траулеров типа «Моонзунд» (РТМК-С) и несколько судов других типов. Интервью с владельцами этих судов показывает, что использовать рыборазделочную технику в соответствии с ее номинальной производительностью не представляется возможным в виду ограниченного спроса на разделочную рыбу, в основном из-за ее цены. Из изложенного следует, что океаническое рыболовство на Европейском Севере не может выступать в качестве основного звена по наращиванию производства рыбопродукции с высокой добавленной стоимостью, какой являются филе, клипфиск и т.п. Это подтверждает и опыт стран с развитым морским рыболовством. Проблема высокотехнологичной переработки морских гидробионтов должна решаться на береговых производствах. Оно менее затратно по трудовым ресурсам и вспомогательным материалам, не имеет жестких ограничений по площадям. Однако в нынешних условиях увеличение объема и ассортимента выпуска продукции глубокой переработки на береговых заводах сдерживается устаревшими технологиями и оборудованием, а также недостатком рыбного сырья по эффективным ценам (по ценам, которые позволяют выпускать рентабельную и ликвидную продукцию с высокой добавленной стоимостью). Основными поставщиками такого сырья и полуфабрикатов должны стать суда прибрежного лова. Наше убеждение в этом основывается на данных успешного функционирования берегового рыбопромышленного комплекса до 1990 г., когда в составе флота Северного бассейна эксплуатировались рефрижераторные траулеры с незаконченным рыбоперерабатывающим циклом типа ПСТ «Баренцево море» и другие, а также на примере норвежского рыболовства, где свыше 70% квот донных видов гидробионтов и большая часть пелагических рыб осваиваются и поставляются на береговые предприятия небольшими судами прибрежного лова и высокопроизводительными сейнер-траулерами [6]. Приведенные данные, не открывая Америки, убедительно свидетельствуют, что береговое производство в первую очередь является слугой флота, работая в единой технологической цепи. Если таких потребностей нет - 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz