Труды КНЦ вып.3 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.1 3/2010(3))

С Й 1 М 1 научных цудо 1 2011 ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ* А.С. Шемякин Введение Отечественная бюджетная система высшего образования постепенно переходит на платную основу. В стране появились многочисленные университеты, которые предлагают потенциальным студентам самые разнообразные пакеты образовательных услуг на самых разнообразных финансовых и временных условиях. Среди этих учебных заведений существует конкуренция за привлечение в стены своих заведений потенциальных студентов. В результате таких перемен проблема продвижения образовательных услуг стала актуальной [ 1 ]. В данной работе предлагается модель, с помощью которой можно оценить востребованность какой- либо услуги на рынке образовательных услуг при различных маркетинговых стратегиях. Рассмотрено продвижение образовательной услуги на рынке образовательных услуг, на котором действуют несколько ВУЗов. В каждый момент времени, задачей каждого ВУЗа является зачисление и подготовка максимально возможного количества специалистов. Однако зачисление «по максимуму» может быть осложнено тем, что малое количество абитуриентов заинтересуется в поступлении в данное учебное заведение. Это может быть вызвано как относительно малым общим количеством абитуриентов, так и сильной конкуренцией на образовательном рынке. Дополнительным фактором, сдерживающим «объявление по максимуму» является то, что в этом случае велика вероятность недобора, что негативно сказывается на рейтинге ВУЗа и, соответственно, ухудшении его позиции на рынке образовательных услуг. Для облегчения принятия решения о стратегии продвижения образовательной услуги, была разработана программная модель, которая позволяет оценить привлекательность использования той или иной стратегии. В модели имитируются действия конкурентов. Конкуренты могут придерживаться следующих стратегий: • объявление фиксированного набора в каждый момент времени, не обращая внимание на изменения на рынке образовательных услуг; • объявление набора в зависимости от собственной репутаций относительно других (иными словами, чем выше рейтинг данного ВУЗа, тем * Работа поддержана грантом РФФИ 09-08-98800 «Разработка информационной системы с распределенным доступом для комплексной поддержки организационного управления региональной системой профессионального образования». больше он может объявить набор в данный момент времени); • объявление набора по остаточному принципу (объявлять набор с расчетом на то, что те абитуриенты, которые не поступят в другие ВУЗы, будут поступать в данный); • объявление набора на основе исторических данных (на основе исторических данных строятся прогнозы объявляемого набора конкурентов и в зависимости от этого, объявляется собственный набор). В работе исследуется привлекательность использования каждой стратегии и выбор стратегии, которая позволяет зачислить наибольшее количество абитуриентов и при этом максимально увеличить рейтинг ВУЗа. Описание модели Пусть имеется несколько вузов, осуществляющих свою деятельность в регионе. Каждый из вузов заинтересован в зачислении студентов. Задачей является в определенный момент времени объявить набор, т.е. то количество абитуриентов, которое ВУЗ готов зачислить в качестве студентов на факультеты. При объявлении набора необходимо учитывать тот факт, что при слишком высоком объявленном наборе велика вероятность «недобора», что может в конечном итоге приводить к перерасходу средств. При низком объявленном наборе вероятность «недобора» снижается, но в таком случае упускается возможная прибыль, т.к. на каждого студента выделятся некоторая сумма денег, большая часть которых расходуется на заработную плату преподавателям и коммунальные платежи. Но тем не менее в выделенной сумме предусмотрена некоторая доля, которую ВУЗ вправе потратить по своему усмотрению: улучшение материально-технической базы, закупка учебной литературы, стимулирующие выплаты преподавателям. и т.п. (имеется в виду финансирование студента-бюджетника, в случае студента-«платника», эта доля в принципе не ограничена, но чрезмерный рост стоимости обучения сдерживается конкуренцией со стороны других вузов). Эту долю будем называть свободными средствами. Сами по себе, свободные средства, выделяемые на одного студента, малы. Однако, если просуммировать свободные средства для всех студентов одного потока, то может получиться существенная сумма, и появляется больше 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz