Труды КНЦ вып.3 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.1 3/2010(3))

перспектив для улучшения условий обучения, а как следствие, повышается конкурентоспособность учреждения. В силу факторов, описанных выше, задача «угадывания» количества студентов становится актуальной. Для получения обоснованных решений по объявлению набора на факультеты ВУЗа целесообразно иметь модель, с помощью которой можно оценить различные варианты принимаемых решений. Данную модель лучше представить в виде мультиагентной системы: сценой (средой) будет являться пул абитуриентов (то количество абитуриентов, которые заинтересованы в поступлении в один из вузов рассматриваемой группы), а агентами будут являться ВУЗы рассматриваемой группы. Целью каждого агента является зачисление (и последующая подготовка) как можно большего количества студентов. Сцена имеет единственный атрибут: Sc = (1 V), ( 1 ) где Sc — сцена (среда); N — количество абитуриентов, желающих поступать в ВУЗы рассматриваемой группы (пул абитуриентов). Агент имеет следующие атрибуты: Ад = (r,A cc,{F )) ( 2 ) где Ag — агент; r— рейтинг ВУЗа; Acc — общее количество зачисленных студентов {F } — список факультетов, существующих в данном вузе. Атрибуты факультета перечислены ниже: F = (Е, El, Р, PI, W , Max st) ( 3 ) где F — факультет; E — количество заявок в текущем году; El — количество заявок в прошлом году; P — объявляемый набор в текущем году; Pl — объявляемый набор в прошлом году; W — свободные средства факультета; Maxst — максимально возможное количество студентов, которое можно зачислить. При моделировании приемной кампании вузов, существенным является закон распределения абитуриентов между вузами. В данной работе считается, что абитуриенты распределяются между вузами пропорционально рейтингам. Рейтинг определяется по следующей формуле: где r— рейтинг ВУЗа; P — объявляемый набор; N — размер пула абитуриентов в текущем году; E — количество заявок в данный момент времени; Acc — общее количество зачисленных студентов за предыдущие годы; avg(N) — средний размер пула абитуриентов по итогам предыдущих лет [ 2 ]. Основные допущения, сделанные в модели Все абитуриенты объединяются в единый пул, который потом распределяется между ВУЗами, действующими на рынке. Приблизительный размер пула абитуриентов известен каждому ВУЗу на несколько шагов вперед. Точный размер пула определяется на каждом модельном шаге и отличается на некоторую случайную величину от той, которая известна ВУЗам. Задачей каждого ВУЗа является обучение как можно большего количества студентов, а соответственно — зачисление максимально возможного количества абитуриентов. В приемной кампании существуют следующие ограничения: 1. Нельзя зачислить студентов больше, чем объявлено. 2. Нельзя зачислить студентов больше, чем ВУЗ физически может обучать. 3. Предполагается, что абитуриенты, не поступившие в один ВУЗ, будут поступать в другой. 4. Каждому ВУЗу известно приблизительное количество абитуриентов, которые могут подать заявления в данный ВУЗ. Однако фактическое количество заявлений может значительно отличаться от предполагаемого количества. 5. В модели вводится искусственный штраф за недобор, т.е. ВУЗ получает штраф, если количество зачисленных абитуриентов меньше объявленного набора. Стратегии, используемые агентами в модели 1. Объявление фиксированного набора в каждый момент времени, не обращая внимания на изменения на рынке образовательных услуг. 2. Объявление набора в зависимости от собственной репутации относительно других (иными словами, чем выше рейтинг данного ВУЗа, тем больше он может объявить набор в данный момент времени). 3. Объявление набора на основе исторических данных (на основе исторических данных строятся прогнозы объявляемого набора конкурентов и в зависимости от этого, объявляется собственный набор). 4. Смешанные стратегии. Все агенты используют различные стратегии. Обзор результатов моделирования Ниже приведены результаты прогона модели, в которой участвуют 4 агента, 3 агента действуют в соответствии с одной из стратегий, перечисленных выше. Интервал моделирования составлял десять лет. В ходе работы модели, пользователь мог управлять одним из агентов (на диаграммах - «Ваш ВУЗ»). 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz