Труды КНЦ вып.3 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.1 3/2010(3))

2. Второй метод направлен на формирование только одного варианта бизнес-плана, который дол­ жен обеспечить финансово-экономическую эффек­ тивность не хуже некоторого изначально- определенного уровня (задача-минимум). Учитывая сложность и масштабность производства на горно­ добывающих предприятиях, применение этого мето­ да отличается крайне низкой степенью формализа­ ции, что обуславливает высокую степень влияния человеческого фактора на результаты бизнес- планирования. 3. Третий метод представляет собой комбина­ цию двух первых. В этом случае разрабатывается несколько вариантов бизнес-плана, как правило, дос­ таточно существенно различающихся, после чего следует сравнение этих вариантов и выбор одного из них. Иными словами, это - «компромисс» между недостатками первого и второго методов бизнес- планирования. Первый и второй методы на практике использу­ ются редко. Чаще всего используется третий метод, в котором «доли участия» первого и второго методов могут быть различными. Оценка предполагаемой эффективности бизнес-плана При использовании любого метода, в конце фор­ мирования варианта бизнес-плана осуществляют расчет одного или нескольких ключевых показателей финансово-экономической эффективности. В качест­ ве примеров таких показателей можно рассмотреть четыре [ 2 ]: 1. Чистый дисконтированный доход (Net Present Value, NPV) - это разница между всеми суммарными дисконтированными положительными денежными потоками и всеми суммарными дисконтированными отрицательными денежными потоками. Иными сло­ вами, чистый дисконтированный доход может быть рассчитан по формуле: , У +CFn _ V -ГСп ~п =0 ( 1 + 1 ) “ п =0 ( 1 + 0 П где N - количество периодов, на которые разбит бизнес-план; + CFn - суммарный положительный денежный поток за n-й период; - CFn - суммарный отрицательный денежный по­ ток за n-й период; i - ставка дисконтирования. Чистый дисконтированный доход и денежные по­ токи выражаются в денежных единицах, ставка дис­ контирования - это безразмерная величина. В приведенной формуле большое значение имеет использование ставки дисконтирования. Из общих соображений ясно, что, в силу инфляции и трудно­ стей прогнозирования ситуации на длительный пе­ риод времени, денежные средства будут тем более значимы, чем раньше они будут выручены или за­ трачены. В финансово-экономических расчетах это учитывается посредством использования ставки дис­ контирования i: денежный поток n-го периода расче­ та дисконтируется, то есть умножается на дисконти­ рующий фактор, равный 1 /( 1 +i)n. Величину ставки дисконтирования (как правило, она находится в пределах 0,05<i<0,2 или 5%< i<20%) определяют исходя из прогнозируемого уровня ин­ фляции, процентных ставок по банковским кредитам и др. 2. Индекс прибыльности (Profitability Index, PI) - это отношение суммы дисконтированных положи­ тельных денежных потоков к сумме дисконтирован­ ных отрицательных денежных потоков: И - Z ^ / Z ^ п=0 (1+0 / п=0 (1+0 Таким образом, индекс прибыльности показывает кратность окупаемости вложенных денежных средств за период бизнес-планирования. 3. Дисконтированный период окупаемости (Discount Payback Period, DPP) - это период, за кото­ рый суммарные положительные денежные потоки бизнес-плана в точности компенсируют первона­ чальные инвестиции. Иными словами, DPP=N, при котором первоначальные инвестиции 10 будут равны: l 0 ~a =0 ( 1 + 0 " Здесь CFn - суммарный положительный денежный поток за n-й период. DPP выражается в соответст­ вующих временных периодах (как правило, это годы и месяцы). 4. Внутренняя ставка дохода (Internal Rate of Return, IRR) - это величина ставки дисконтирования, при которой будет иметь место равенство суммар­ ных дисконтированных положительных и отрица­ тельных денежных потоков. Иными словами, IRR=i, при которой бизнес-план находится в точке безубы­ точности: К V +CFn V -Ста NPV= Z* — ТЕ ~ 2ч ТГТй =° п=0 (1+0 п=0 (1+0 Если используемая методика бизнес- планирования подразумевает рассмотрение несколь­ ких вариантов бизнес-плана, то их сравнение произ­ водят путем сопоставления значений того показателя финансово-экономической эффективности, который выбирается приоритетным исходя из стратегических целей бизнес-планирования: • если целью является достижения максималь­ ной прибыли, то выбирается вариант с максималь­ ным значением NPV; • если целью является достижение максималь­ ного отношения прибыли к затратам, то выбирается вариант с максимальным значением PI; • если предприятие находится «в долгах» и це­ лью является как можно более быстрое достижение окупаемости бизнеса, то выбирается вариант с мак­ симальным значением DPP; • если имеет место крайне нестабильная макро­ экономическая ситуация (например, высокие темпы инфляции), то выбирается вариант с максимальным значением IRR. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz