Труды КНЦ вып.3 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.1 3/2010(3))
N a im ваучныхцудов 20И СНИЖЕНИЕ ТРУДОЗАТРАТ НА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ С.Г. Назаров Введение Бизнес-план - это детализированный план веде ния бизнеса на определенный период. Он должен включать количественные результаты расчетов ожи даемой эффективности ведения бизнеса - финансо во-экономические показатели эффективности биз нес-плана. На практике при разработке бизнес-плана может быть составлено несколько его вариантов, в качестве утверждаемого к реализации варианта в этом случае выбирается тот, у которого лучше зна чение финансово-экономического показателя эффек тивности, выбранного приоритетным. Оптимальный вариант бизнес-плана - это такой вариант бизнес-плана, реализация которого обеспе чит максимальную эффективность ведения конкрет ного бизнеса по заданному финансово экономическому показателю эффективности в задан ных условиях. Задача-максимум бизнес-планирования - это раз работка бизнес-плана, максимально приближенного к оптимальному варианту (в идеале - совпадающего с ним). Задача-минимум бизнес-планирования - это раз работка бизнес-плана, у которого значение выбран ного приоритетным финансово-экономического по казателя эффективности не должно быть хуже изна чально определенного уровня. Структура бизнес-плана горнодобываю щего предприятия Основная деятельность предприятия горнодобы вающего комплекса включает добычу (а также, воз можно, обогащение) одного или нескольких полез ных ископаемых и сбыт продукции. Соответственно, двумя из основных разделов бизнес-плана такого предприятия должны быть производственный план (добыча и обогащение) и маркетинговый план (сбыт), при этом маркетинговый план показывает предполагаемую доходность бизнеса. Предполагае мые затраты ведения бизнеса определяет третий ос новной раздел бизнес-плана - план закупок (обеспе чение производства необходимыми ресурсами), а предполагаемые источники привлечения денежных средств показывает четвертый раздел бизнес-плана - план финансирования производства. Таким образом, бизнес-план горнодобывающего предприятия должен включать следующие четыре раздела: маркетинговый план, производственный план, план закупок и план финансирования произ водства. При этом первичным является план, на ос нове которого формируется производственный план, затем составляется план закупок. План финансиро вания производства формируется четвертым. Также, помимо упомянутых четырех разделов, бизнес-план должен содержать пятый раздел - рас чет предполагаемой финансово-экономической эф фективности от его реализации, то есть расчет клю чевых финансово-экономических показателей, один из которых выбирается приоритетным. Приоритет ный показатель используется также для сравнения вариантов бизнес-плана. Количество же формируе мых вариантов зависит от применяемого метода биз нес-планирования. При этом описанная структура бизнес-плана предприятия горнодобывающей промышленности и последовательность формирования ее этапов посто янны и не зависят от используемого метода бизнес- планирования. Существующие методы бизнес-планирования на горнодобывающих предприятиях Бизнес-планирование на горнодобывающих предприятиях сопряжено с рядом проблем, в том числе: • как правило, наличие огромного количества существенно различающихся по прогнозируемой эффективности потенциально возможных к реализа ции вариантов бизнес-плана для конкретного пред приятия в конкретной ситуации; • сложность и трудоемкость формирования каж дого из потенциально возможных к реализации вари антов бизнес-плана. Существование этих проблем породило исполь зование специфических методик бизнес- планирования на горнодобывающих предприятиях, которые различаются количеством рассматриваемых вариантов бизнес-плана и решаемыми задачами биз нес-планирования. В настоящее время на предприятиях горно добывающей промышленности применяют три ос новных метода бизнес-планирования [ 1 ]: 3. Первый метод направлен на формирование потенциально наиболее эффективного варианта биз нес-плана (задача-максимум). Он заключается в со ставлении многих вариантов бизнес-плана и после дующем выборе одного из них. Чем больше вариан тов будет рассмотрено, тем плотнее они охватят диа пазон возможных управленческих решений и тем сильнее один из них приблизится к оптимальному бизнес-плану. Однако, в силу широты указанного диапазона, а также длительности и сложности фор мирования каждого варианта бизнес-плана, исполь зование этого метода требует значительных трудо затрат. 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz