Труды КНЦ вып.3 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып.1 3/2010(3))

N a im ваучныхцудов 20И СНИЖЕНИЕ ТРУДОЗАТРАТ НА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ С.Г. Назаров Введение Бизнес-план - это детализированный план веде­ ния бизнеса на определенный период. Он должен включать количественные результаты расчетов ожи­ даемой эффективности ведения бизнеса - финансо­ во-экономические показатели эффективности биз­ нес-плана. На практике при разработке бизнес-плана может быть составлено несколько его вариантов, в качестве утверждаемого к реализации варианта в этом случае выбирается тот, у которого лучше зна­ чение финансово-экономического показателя эффек­ тивности, выбранного приоритетным. Оптимальный вариант бизнес-плана - это такой вариант бизнес-плана, реализация которого обеспе­ чит максимальную эффективность ведения конкрет­ ного бизнеса по заданному финансово­ экономическому показателю эффективности в задан­ ных условиях. Задача-максимум бизнес-планирования - это раз­ работка бизнес-плана, максимально приближенного к оптимальному варианту (в идеале - совпадающего с ним). Задача-минимум бизнес-планирования - это раз­ работка бизнес-плана, у которого значение выбран­ ного приоритетным финансово-экономического по­ казателя эффективности не должно быть хуже изна­ чально определенного уровня. Структура бизнес-плана горнодобываю­ щего предприятия Основная деятельность предприятия горнодобы­ вающего комплекса включает добычу (а также, воз­ можно, обогащение) одного или нескольких полез­ ных ископаемых и сбыт продукции. Соответственно, двумя из основных разделов бизнес-плана такого предприятия должны быть производственный план (добыча и обогащение) и маркетинговый план (сбыт), при этом маркетинговый план показывает предполагаемую доходность бизнеса. Предполагае­ мые затраты ведения бизнеса определяет третий ос­ новной раздел бизнес-плана - план закупок (обеспе­ чение производства необходимыми ресурсами), а предполагаемые источники привлечения денежных средств показывает четвертый раздел бизнес-плана - план финансирования производства. Таким образом, бизнес-план горнодобывающего предприятия должен включать следующие четыре раздела: маркетинговый план, производственный план, план закупок и план финансирования произ­ водства. При этом первичным является план, на ос­ нове которого формируется производственный план, затем составляется план закупок. План финансиро­ вания производства формируется четвертым. Также, помимо упомянутых четырех разделов, бизнес-план должен содержать пятый раздел - рас­ чет предполагаемой финансово-экономической эф­ фективности от его реализации, то есть расчет клю­ чевых финансово-экономических показателей, один из которых выбирается приоритетным. Приоритет­ ный показатель используется также для сравнения вариантов бизнес-плана. Количество же формируе­ мых вариантов зависит от применяемого метода биз­ нес-планирования. При этом описанная структура бизнес-плана предприятия горнодобывающей промышленности и последовательность формирования ее этапов посто­ янны и не зависят от используемого метода бизнес- планирования. Существующие методы бизнес-планирования на горнодобывающих предприятиях Бизнес-планирование на горнодобывающих предприятиях сопряжено с рядом проблем, в том числе: • как правило, наличие огромного количества существенно различающихся по прогнозируемой эффективности потенциально возможных к реализа­ ции вариантов бизнес-плана для конкретного пред­ приятия в конкретной ситуации; • сложность и трудоемкость формирования каж­ дого из потенциально возможных к реализации вари­ антов бизнес-плана. Существование этих проблем породило исполь­ зование специфических методик бизнес- планирования на горнодобывающих предприятиях, которые различаются количеством рассматриваемых вариантов бизнес-плана и решаемыми задачами биз­ нес-планирования. В настоящее время на предприятиях горно­ добывающей промышленности применяют три ос­ новных метода бизнес-планирования [ 1 ]: 3. Первый метод направлен на формирование потенциально наиболее эффективного варианта биз­ нес-плана (задача-максимум). Он заключается в со­ ставлении многих вариантов бизнес-плана и после­ дующем выборе одного из них. Чем больше вариан­ тов будет рассмотрено, тем плотнее они охватят диа­ пазон возможных управленческих решений и тем сильнее один из них приблизится к оптимальному бизнес-плану. Однако, в силу широты указанного диапазона, а также длительности и сложности фор­ мирования каждого варианта бизнес-плана, исполь­ зование этого метода требует значительных трудо­ затрат. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz