Тиетта. 2011, N 4 (18).

КНИГА О СТАНОВЛЕНИИ ГЕНИя bo o k on g e n iu s s u pr is e The Tietta constant author Cand. Sci. (Geol.-mineral.) M.E. ramenskaya speaks on the book «"Petrovka" and Nikolay Ivanovich Vavilov» published to the 120th anniversary o fAcad. N.I. Vavilov's birth. М.Е. has been Scientific Secretary o f the Commission fo r the Study o f Acad. N.I. Vavilov's Artistic Heritage many times, which makes her report all the more valuable. N.I. visited the Kola Peninsula in the 1930's [М.Е. Ramenskaya. 90 years to N.I. Vavilov's law ofhomological rows // Tietta. 2010. N 3(13). С. 3-11], being interested in selecting plants on the Kola North. Семья талантливого купца, «вполне самоуч­ ки» по характеристике младшего сына Сергея, вос­ питывала детей «в высоких нравственных устоях, скромности и трудолюбии» (с. 18). Главную роль в воспитании у детей моральных качеств играла мать Александра Михайловна, урождённая Пост­ никова. Великая труженица, всю жизнь которой составляла забота о семье, была детям постоян­ ным примером. Высокие этические требования, которые она предъявляла к ним, не могли вызы­ вать сомнений. Сами собой между членами семьи возникли тёплые отношения. Особенно дружен был Николай с младшим братом Сергеем. Раз­ деляло их по возрасту всего два года. Кратко, но ёмко авторы дают нам представление о С.И. как о человеке и учёном. Два брата - не только крупные учёные, но и президенты академий - уникальный случай в истории. Ещё один пример - Александр (1769-1869) и Вильгельм (1867-1835) Гумбольдты. К сожалению, авторы не обратили внима­ ния на то, что в год окончания Н.И. Вавиловым Петровки скончалась его любимая сестра Лида. Такое потрясение влияет на характер. Человек, перенесший его в отрочестве или юности, на всю жизнь научается отличать преходящие чувства и устремления от настоящих. Отсутствие суетных мотивов в момент морального выбора отличало Николая и Сергея Вавиловых. Общественные на­ строения того времени, наложенные на эту черту характера, впоследствии сделали из них великих организаторов науки. Общественные настроения того времени в России авторы осветили, проци­ тировав физика В.А. Михельсона: «Русские и сла­ вяне вообще охвачены священным энтузиазмом, они считают занятие наукой единственным путём к достижению приемлемого, если не совершенно­ го, взгляда на мир и воспринимают поиск исти­ ны как внутреннюю потребность личности и как моральный долг перед Родиной и всем человече­ ством» (с. 137). В Коммерческом училище, не в пример клас­ сической гимназии того времени, преподавались начала естествознания, заинтересовавшие обоих братьев и приведшие к выбору высшего учебно­ го заведения. Но в момент окончания «Петровки» Н.И. ещё не сознавал роли училища в своём ста­ новлении: «В ином настроении заканчиваю выс­ шую школу в сравнении со средней. О той, кроме отвращения и досады за убитое время, мало оста­ лось добрых воспоминаний . заканчивая сред- Н.И. Вавилов. Фото из архива автора. N.I. Vavilov. Photo from author's archive. Среди изданий, вышедших в свет на границе 2007 и 2008 гг. и посвящённых 120-летию со дня рождения Н.И. Вавилова, особый интерес пред­ ставляет книга В.М. Баутина и В.И. Глазко «"Пе­ тровка" и Николай Иванович Вавилов», выпущен­ ная Тимирязевской академией. Она повествует о становлении Н.И. как учёного и организатора науки и выходит далеко за рамки названия. Она начинается со становления характера и духовных ценностей в семье, появления научных интересов в средней школе. Рассматриваются его стажиров­ ка на Полтавской опытной станции, затем - на селекционной станции у Д.Л. Рудзинского, учёба в Петербурге - у Р.Э. Регеля в Бюро прикладной ботаники и А.А Ячевского в Бюро микологии, а также учёба за границей. Во всех случаях даются характеристики людей, у которых Н.И. учился, характеризуются время, общественные настрое­ ния, состояние науки, сельскохозяйственного об­ разования и опытного дела. К представлению об их состоянии авторы подводят читателя, излагая их историю с момента зарождения до начала ХХ в., когда Н.И. довелось с ними столкнуться. В резуль­ тате мы видим, как органично вступает он в жизнь, формируя под её влиянием свои способности и устремления. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz