Тиетта. 2010, N 1 (11).

51 кабинет заведующей Архива, но затем был «выдан A.П. Белолипецкому (тогда - зам. директора Гео­ логического института по научной работе - Ю.В.) во временное пользование для экспозиции Геоло­ гического института на пятом этаже» (эта запись также есть в инвентарной книге). Во временной экспозиции портрет находится уже около 20 лет. На фамилию Барто Интернет откликается впечатляющим количеством сайтов. Их большая часть посвящена детской поэтессе Агнии Барто, меньшая - художнику Ростиславу Николаевичу Барто (рис.). Интерес к его творчеству в последние годы неуклонно растёт, его картины выставляются во всех ведущих художественных музеях Москвы, устраиваются персональные выставки . Родил­ ся художник в Москве в 1902 г. После окончания реального училища в 1922 г. поступил на графи­ ческое отделение ВХУТЕМАСа, где обучался у B. Фаворского, И. Нивинского и П. Павлинова. В 1926 г. перевёлся на живописное отделение к А. Шевченко и завершил образование в 1929 г. В том же году участвовал в выставках в Стокголь­ ме, Берлине и Вене, где почти все его работы были приобретены музеями и коллекционерами. Пик успеха - 1930-33 гг.: более 40 раз участвовал в вы­ ставках, из них около 30 за границей. В 1933 г. в Музее изящных искусств подготовлена первая персональная выставка, закрытая после резкой критики «за формализм». До 1938 г. участвовал в зарубежных выставках в Европе, Америке и Китае. В это время активно экспериментировал в разных техниках: масло, акварель, цветная гравюра на ме­ талле, монотипия, уголь, темпера, пастель. В предвоенное десятилетие побывал в Хиве, Фергане, Бухаре, Самарканде - тема Востока ста­ ла в его творчестве одной из любимых, как и жен­ ские портреты. По поводу последних критики писали, что это не портреты конкретных людей, а фантазии художника. Они просты и лаконичны, в них нет ощущения времени, они - словно фре­ ски с яркими декоративным и монументальным началами. Р. Барто строит изображение несколь­ кими плавными линиями, усиливая его цветом. Палитра портретов скупа - художник пользуется лишь несколькими красками. Но именно цвето­ вая сдержанность придаёт работам значимость и эмоциональный настрой. В военные годы уча­ ствовал в выставках «Пейзажи нашей Родины», «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» и др. В послевоенное вре­ мя создал несколько пейзажных циклов, много работал в темпере и монотипии, создал циклы анималистических работ и портретов. В 1956 г. состоялась последняя прижизненная персональ­ ная выставка. Всего при жизни Р. Барто принял участие в 101 выставке. Умер в 1974 г. В 1978 г. - персональная выставка в Выставочном зале на Беговой, весной 2006 г. - в Центральном Доме ху­ дожника на Крымском валу. Его творчеству по­ священа замечательная монография [А. Балашов. Барто. М.: Изд-во «Агей Томеш», 2006. 216 с.]. Но как познакомились акад. А.Е. Ферсман и Р.Н. Барто? Может быть, на юге страны, где А.Е. Ферсман оставил заметный след? Вряд ли - не совпадают даты экспедиций. Скорее всего, это случилось в среде московской интеллигенции. Тщательный поиск по именным сайтам наших ге­ роев и их окружения обнаружил следующее. В дневниках акад. В.И. Вернадского нахо­ дим: «12 мая 1941. М о сква . Утром приходил на­ чать писать мой портрет художник от Ферсмана, по инициативе которого я согласился. Я хотел бы, если бы оказался хороший, послать Танеч­ ке (внучке Т.Н. Толль - прим. публ.). Художник Ростислав Николаевич Барто, женат на дочери А.Н. Северцова. Скучная история», «19 мая 1941. Москва. Утром был художник (зять А.Н. Север- цова) Ростислав Николаевич Барто. Отложили до осени» [http://www.srcc.msu.su/uni-persona/site/ authors/vernadsky/1941.htm]. Через месяц нача­ лась война. Насколько нам известно, этот портрет так и не был написан. Но выяснилось, что Р. Барто мог быть рекомендован акад. А.Е. Ферсману акад. А.Н. Северцовым (рис.) - создателем эволюцион­ ной морфологии, с которым он был хорошо зна­ ком. Заметим, что фамильное древо рода Барто весьма разветвлённое. Там фигурируют известные имена, например, актриса Жанна Эппле, извест­ ная по роли в популярном телесериале. А вот по­ этесса Агния Барто (1906-1961) была женой Пав­ ла Барто - брата художника. Брак был недолгим. Вторично А. Барто вышла замуж за А.В. Щегляе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz