Тиетта. 2010, N 1 (11).

50 ONE PORTRAIT STORY The current article presents a group o f authors (Prof. Yury L. Voytekhovsky, Cand. Sci. (Hist.) Elena I. Makarova and Tamara A. Bagrintseva) step by step investigating history o f Acad. Alexander E. Fersman's portrait (Fig.) hanging on a wall of the Geological Institute KSC RAS Hall fo r more than 20 years. With the portrait never failing to steal the limelight with guests of the Institute, there was but no information about the artist and the way the portrait appeared in the Institute. The investigation revealed the portrait being made by Rostislav N. Barto (1902-1974), who is now becom­ ing a posthumous success. Also presented are unique materialsfrom the Scientific Archive of the Kola Science Centre and Memoirs o f Acad. Vladimir I. Vernadsky, spreading some light on the personality of the artist. ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТР1ЕТА 700 x 900, масло, густые коричневые тона дере­ вянного книжного шкафа и рабочего стола наве­ вают мысль о домашнем кабинете. Академик — в тёмно-зелёном по-домашнему уютном пиджаке из мягкой ткани, но в галстуке. Как будто забежал домой на минутку, набросал тезисы выступления и вот-вот сорвётся на очередное собрание по во­ просам изучения Хибин. Или М ончи . Разузнать историю этого портрета нам хо­ телось, да всё руки не доходили. Наконец, «дош­ л и » . На обратной стороне холста значится: «фонд № 1, опись № 6, инв. № 110 в.». Не со­ ставило большого труда узнать, что «портрет А.Е. Ферсмана работы художника Барто» нахо­ дится на постоянном хранении в Научном архиве КНЦ РАН, о чём свидетельствует запись в инвен­ тарной книге за 1941 г. Когда-то портрет украшал Этот портрет (рис.) висит в холле верхнего этажа Геологического института КНЦ РАН и яв­ ляется центром экспозиции, посвящённой акад. А.Е. Ферсману. Перед ним всегда останавливаются гости Института, участники многочисленных кон­ ференций. Внимательно вглядываясь в подпись художника, они с удивлением распознают «Барто 41» (рис.), по-видимому, вспомнив знакомое с дет­ ства «наша Маша громко плачет, уронила в речку м ячи к .» . Затем неспешно просматривают ко­ решки личных книг академика, его двукружный гониометр . и возвращаются к портрету. Холст

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz