Тиетта. 2010, N 1 (11).

52 ва - крупного специалиста по паровым и газовым турбинам, декана энергомашиностроительного факультета МЭИ. Этот брак оказался счастливым. Но как портрет, написанный в 1941 г., в том же году попал в Кольскую базу? Напомним, что сам акад. А.Е. Ферсман уехал в Москву после пер­ вых бомбёжек Кировска и больше в Хибинах не был. Тщательные архивные поиски привели к но­ вым находкам. В связи с началом Великой Отече­ ственной войны Кольская база была эвакуирова­ на в Сыктывкар и вошла в состав Северной базы АН СССР. С 22 декабря 1941 г. по 9 января 1942 г. там же состоялась проверка бухгалтерских доку­ ментов по результатам 1941 г. В «Акте финансово­ го обследования Северной базы АН С С С Р .» от 9 января 1942 г. читаем (здесь и далее правописание сохранено): «В июне 1941 г. (документ № 6) Учё­ ным Секретарём Базы т. Хоменко К.В. уплочено художнику т. Барто 2000 руб. (за портрет акаде­ мика А.Е. Ферсмана 1500 р. и аванс в счёт работ 500 р.). В нарушение установленных правил, по­ доходный налог в сумме 20 р. 40 коп. и культсбор в сумме 17 р. 60 к., всего 78 р. (очевидная опечатка, должно быть 38 р. - Ю.В.) с художника т. Барто при выдаче ему 2000 р. не удержан. Необходимо в 1942 г. начислить причитающиеся налоги в сумме 38 р. (78 исправлено от руки на 38 - Ю.В.) по ли­ цевому счёту художника т. Барто и взыскать с него эту сумму. В случае невозможности взыскать с т. Барто, указанная сумма (38 р.) должна быть вне­ сена т. Хоменко К.В.». В «Объяснительной записке к балансу на 1 января 1942 г.» читаем: «(в) Пере­ веденные 29/V-41 г. авансы студентам Аверьянову и Салоп г. Ленинград по 500 р. (из-за объявления войны студенты в Кировск на работу не прие­ хали) - 1000; (г) Выдан аванс художнику Борто 12/VI-41^ - 500; (д) Недостача в кассе у бывш. кас­ сирши Матвеевой Л.Э. на 1/VII-41 г. - 283; (е) Мел­ кие суммы остатков авансов, которые до 1/I-41 г. не были внесены в кассу (7 человек) - 313. Итого: р. 12996. Адреса т. Аверьянова, Салоп, Борто и Матвеевой Базе неизвестны. Матвеева арестована, акт о недостаче составлен в её отсутствие, надеж­ ды на получение этой суммы - нет». Такой вот документ вр ем ени . Что из него следует? Скорее всего, художник Р. Барто был в Кировске 12 июня 1941 г. Бухгалтерская дисци­ плина требует, чтобы выдача аванса по доверен­ ности была отмечена, как и перевод денег по по­ чте. Впрочем, кассир Л.Э. Матвеева была уличена в нерадивости и арестована. Есть вероятность, что портрет акад. А.Е. Ферсмана был написан здесь, на Кольской базе. Не ехать же художнику на Крайний Север лишь затем, чтобы 12 июня полу­ чить в окошке кассы аванс в 500 руб. и чуть позднее - в том же июне - ещё 1500 руб. за привезённый с собой портрет! С другой стороны, нет никаких свидетельств работы художника-портретиста на Кольской базе в июне 1941 г. в воспоминаниях о тех годах. И последнее. Персональная выставка Р. Бар­ то в Центральном Доме художника на Крымском валу весной 2006 г. состоялась благодаря москов­ ской художественной галерее «Ковчег», что на ул. Немчинова, 12. Мы созвонились с её организато­ рами и договорились о встрече. И вот один из нас (Ю.В.) в гостях у куратора галереи И. Чувилина 26 января 2010 г. Галерея готовилась к открытию новой выставки, все снуют туда-сюда. Разговор был не долгий, но содержательный. Вот они - поздние работы Р. Барто. Это листы с многочис­ ленными обитателями домашних аквариумов, узнаваемыми птицами . и фантастическими реп­ тилиями. Пока всё это хранится в запасниках и частных коллекциях. Но, кто знает, может быть, читатель вскоре увидит их на страницах «Тиетты»? При подготовке статьи использованы публи­ кации: www.museum.ru/N26163, www.artsait.ru/art/b/barto, www.kovcheg-art.ru; В.И. Вернадский. Дневники. 1935-1941. В 2 кн. М.: Наука, 2008. Ю.Л. Войтеховский, проф., д.г.-м.н. Е.И. Макарова, к.и.н. Т.А. Багринцева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz