Полярная правда. 1953, сентябрь.

Ъ 25 »•» Пролетарии всех строк, ѵоёдикяйтесь! п о л я р и а я Год издания 34-0 № 206 (7820). ВТОРНИК, С Е Г О Д Н Я ш н о м е р е : ' ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СЕНТЯБРЯ 1953 г. Ценз 20 коп. 1 СТРАНИЦА Б СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР. Об открытии н о е ы х зданніі Мо­ сковского государственного унпверснтс- та имени М. В. Ломоносова. 2 СТРАНИЦА В Министерстве Иностранных Дел СССР. * СЕГОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ УЧЕБ­ НЫЙ ГОД В ШКОЛАХ . Ю. Давыдова. — Быть на высоте своего призвания. В. Белякова. — На радость и счастье подрастающего поколения. С. Селива­ нова. — Родительское слово. А . Мошкин. — Насущные задачи школ Мурманской области. 3 СТРАНИЦА В КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗА­ ЦИЯХ. Ю. Соколов. — Задачи моло­ дых железнодорожников. За массовый спорт на селе. СОВЕТСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. И. Веревкин. — Сельский Совет за ра­ ботой. А . Ершов. — Бригада передовых. В. Родионов. — Американские тру­ дящиеся борются га свои права. 4 СТРАНИЦА Население Германской Демократиче­ ской Республики выражает благодар­ ность Советскому Союзу. За мир, единство и национальные права немецкого народа. Сообщение Советской службы инфор­ мации в Австрии. Сообщение ведомства печати при премьер-министре ГДР. ЗА ОТЛИЧНУЮ РАБОТУ ВСЕХ ШКОЛ ОБЛАСТИ Ваша замечательная Родина является центром мировой цивилизации. Наука, техника, литература, искусство — все от­ расли нашей социалистической культуры достигли в своем развитии громадны! ус­ пехов и продолжают бурно развиваться, оботащаясь все новыми и новыми дости­ жениями. Одним нз ярких свидетельств этого яв­ ляется завершение строительства и откры­ тие новых зданий Московского государ­ ственного университета имени М. В. Ло­ моносова. В публикуемом сегодня поста­ новлении Совета Министров С-ССР отме­ чается, что с вводом в действие новых зданий университета создаются широкие возможности для дальнейшего развития науки и подготовки квалифицированных специалистов для народного хозяйства на­ шей страны. Это — результат того, что Коммунисти­ ческая партия и Советское правительство неустанно заботятся о развитии просвеще­ ния и культуры в стране. Только на 1953 год по Государственному бюджету, утверж­ денному на пятой сессии Верховного Со­ вета СССР, на мероприятия по просвеще­ нию и культуре ассигнуется свыше 62 . миллиардов рублей. Большое внимание Советское государ­ ство уделяет школе, обучению и воспита­ нию подрастающего поколения. XIX съезд Коммунистической партии Советского рою- ва определил граніпозные перспективы дальнейшего развития общеобразователь­ ной школы — к концу текущей пятилетки должен быть завершен’ переход от всеоб­ щего семилегнего к всеобщему^ среднему образованию в столицах республик, горо­ дах республиканского подчинения, в обла­ стных, краевых и крупнейших промыш­ ленных центрах. Директивами съезда пре­ дусмотрено создание условий для пол­ ного осуществления в следующей пятилет­ ке всеобщего среднего образования. В це­ лях дальнейшего повышения социалисти­ ческого воспитательного значения школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю шкоду, условий для свободного выбора профессий, XIX съезд партии пред­ ложив приступить к осуществлению поли­ технического обучения. По всей нашей стране раскинулась гро­ мадная сеть школ. С каждым годом *она растет. Увеличивается число учащихся. Педагогические учебные заведения дают для пополнения армии учителей новые вы­ сококвалифицированные кадры. Ярко видны темпы развития общеобра­ зовательной школы п у нас в Мурманской области. В городах, рабочих поселках и селах Кольского полуостровз строятся но­ вые школы; начальные школы преобра­ зуются в сеивлетнпо, а семплетние — в средние; увеличивается число учащихся, особенно 8 - 1 — 10 -х классов. Проявляя 4 исключительную заботу об учителе. Советское государство в то же время ставит перед ним повышенные тре­ бования. Прежде всего, каждый педагоги­ ческий коллектив, каждый учитель в от­ дельности должны обеспечить дальнейший подъем всей работы школы, повысить ка ­ чество обучения и воспитания детей. Н пусть сегодня, в первый день нового учебного года, каждый педагог нашей об­ ласти, переступая порог класса, подумает о тех задачах, которые стоят перед советским . учительством. Пея>еход к всеобщему среднему образова­ нию требует полного осуществления » во всех городах, рабочих поселках и селах всеобщего обязательного семилетнего обра- . эовання. Между тем, во многих школах нашей области это требование выполняет­ ся неудовлетворительно. В прошлом учеб- . ном году неполный охват обучением детей . школьного возраста был допущен в городе Мурманске, в Полярном, Терском и других районах области. Этот серьезный недоста­ ток еще не устранен. В период подготовки школ к новому учебному году плохо был проведен учет детей школьного возраста в Кировском и Ленинском районах города Мурманска, в городе Кировска и в отда­ ленных населенных пунктах Кольского и Кандалакшского районов. Чтобы закон о всеобщем семилетием обучении выполнялся в нашей области, исполкомам городских и районных Советов депутатов трудящихся и их отделам на­ родного образования необходимо еще и еще раз проверить, учтены ли все дети школь­ ного возраста, все ли они охвачены шко­ лой. За полный охват обучением всех детей должны нести ответственность и директо­ ра школ. Пх обязанность — ежедневно контролировать, все ли учащиеся посе­ щают занятия, и немедленно принимать меры к предупреждению преждевременного выбытия детей из школы. Итоги прошлого учебного года показали, что многие учителя нашей области улуч­ шили качество преподавания, в результа­ те чего у их учеников повысилась заинте­ ресованность в учении. Хорошо работали такие педагоги, как т г . Бибпксарова, Ма­ хонько (начальная базовая школа при Мурманском педучилище), Воеводкина (женская средняя школа Ms 2 г. Мурман­ ска), Чсрвннскпй (железнодорожная шко­ ла 34), Пнопина (Умбская средняя школа), Семенов, Полякова (средняя шко­ ла Mš 1 г. Кировска) и многие другие. Эти учителя строго соблюдают принци­ пы органического единства обучения и воспитания, хорошо готовятся к занятиям, на высоком идейном и научно-педаго­ гическом уровне строят уроки, знают своих учеников, поддерживают связь с пх роди­ телями. Постоянное совершенствование своего педагогического мастерства являет­ ся непреложным законом в пх деятель­ ности. Какую большую пользу принес бы их опыт всем учителям, особенно молодым. Но сн не обобщается и не популяризируется в школах областным отделом народного об­ разования п институтом усовершенствова­ ния учителей. Честная, напряженная и целенаправлен­ ная работа передовых педагогов нашей области опровергает ложные рассуждения о том, что якобы второгодничество, отста­ вание отдельных школьников является за­ кономерным явлением. Такого взгляда придерживаются отстающие^ учителя, зак­ рывающие о своей служебной и моральной ответственности за порученное дело, за состояние знаний ученика и его поведе­ ние. Главная причина неудовлетворительной работы ряда школ нашей области заклю­ чается в слабой постановке преподавания, особенно русского языка и математики. Ряд учителей этпх дисциидин — напри­ мер, 1, 3 и 14-й школ Мурманска, Тери- берской средней, Лодейиинской семилет- ней," Захребетинской начальной п многих других — строят своп уроки на низком идейном н научно-педагогическом уровне, объяснений и закрепление программного материала подменяют длительным опросом учащихся, всю тяжесть в изучении пред­ мета перекладывают на плечп школьни­ ков. Такие дисциплины, ка к физика, химия и биология, во многих школах области, осо­ бенно в сельских, преподаются книжно­ словесным методом, без применения средств наглядности, эксперимента и прак­ тических работ в учебных кабинетах и на пришкольных опытных участках. «Уча­ щимся не дается представления о соври - 1 менном производстве и его элементах, не рассказывается о применении законов науки в промышленности и сельском хо­ зяйстве. Такое положение можно было наблюдать в прошлом году, например, в некоторых школах Терпберского и Поляр­ ного районов. Выполнить задачи, поставленные XIX съездом КПСС о политехническом обучении, возможно только прп связи науки с жизнью, обучения с общественно-полезной работой, подчиненной учебно-познаватель­ ным п воспитательным целям школы. Еще низок в школах нашей области уро­ вень внеклассной и внешкольной работы с учащимися, неудовлетворительно осуще­ ствляется руководство ШКОЛЬНЫМИ КОМСО­ МОЛЬСКИМИ п пионерскими организациями, не налажена планомерная деятельность ме­ тодических объединении. Этих недостатков у нас было бы значи­ тельно меньше, еслп бы областной, город­ ские и районные отделы народного образо­ вания глубже изучали деятельность педа­ гогических коллективов, учителей, предъявляли больше требовательности к тем руководителям школ и педагогам, ко­ торые работают плохо. Недостаточно осуществляют свое руко- водствд работой школ некоторые городские и районные комитеты партпп. которые ча­ ще всего оказывают свое содействие в раз­ решении только хозяйственных вопросов и еще мало внимания обращают на постанов­ к у обучения и воспитания. В своей речи на пятой сесспп Верхов­ ного Совета СССР Председатель Совета Ми­ нистров СССР товарищ Г. М. Маленков сказал: «Величественные задачи стоят перед советской страной. Осуществление этих задач поднимет нашу Родину нз но­ вую высоту, приведет к подъему благо­ состояния народа, к всестороннему расцве­ ту социалистического общества». Вместе со всем советским народом эти задачи вы­ полняет и учитель. Его обязанность — растить, воспитывать пашу молодежь вы­ сокообразованной, преданной Родине, пар­ тии, содействовать победе коммунизма в нашей стране. Новый учебный год должен быть шагом вперед в деле улучшения учебно-воспита­ тельной работы в школах нашей области. Московский государственный университет на Ленинских горах. Фото Н. Грановского (Фотохроника ТАСС).- В С О В Е Т Е М И Н И С Т Р О В С О Ю З А С С Р Об открытии новых зданий Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Совет М инистров С С С Р рассмотрел рапорт строителей новых зданий М осковско го государственного университета им . М . В . Ломоносова, за клю ­ чение Правительственной комиссии , доклад М инистерства кул ь туры СССР н установил, что задание Правительства по строительству и вводу в э кс ­ плуатацию основных зданий и сооружений университета на Л енинских горах выполнено. В течение 1949 — 1953 годов ь М оскве , на Л енински х горах построены: главное 32 -этажное здание М осковско го университета общим объемом 1370 ты с. куб . метров, в котором размещаются геологический и геогра­ фический факультеты , аудитории механико-математического факультета, общеуниверситетские кафедры, научная библиотека, актовый зал на 1500 мест и другие учебные и научные учреждения университета; здание физи­ ческого факультета объемом 274,6 ты с. куб . метров; здание химического факультета объемом 267,7 тыс. куб . метров; жилые помещения для с ту ­ дентов и аспирантов — всего 5754 комнаты и 184 квар тиры для профессо­ ров и преподавателей; 'ботанический сад с соответствующими сооружения­ ми общей площадью 42 гектара ; комплекс культурно -бы товы х и спортивны х сооружений. Всего на территории университета воздвигнуто 27 основных и 10 об­ сл уж ивающ их зданий, общим объемом 2611 тыс. куб . метров. В новом здании университета имеется 148 аудиторий, более 1000 научно-учебных лабораторий, а та кж е помещение для библиотеки, рассчитанное на 1 . 200.000 томов. Лаборатории и кабинеты университета оснащаются новейшим учебно- научным оборудованием — электронное оборудование, специальные опти ­ ческие приборы и рентгенозские аппараты , камеры для исследования ус­ ловных рефлексов, процессов обмена веществ и другое разнообразное обо­ рудование, отвечающее современным требованиям науки , для учебной ра- боты и научных исследовании в области механики, ф изики, химии , биоло­ гии , геологии, астрономии и т . д. , Осуществлено благоустройство и озеленение- территорий, прилегающих к зданиям М осковско го университета. Н а подъездах к университету по­ строены асфальтированные дороги и сооружены новые мосты. Заводами , проектными , научно-исследовательскими учреждениями и монтажными организациями министерств проведена большая работа по проектированию и изготовлению новых специальных видов оснащения для учебного процесса и научно-исследовательской работы в университете, по изготовлению и м онтаж у металлоконструкций , механизмов и оборудо­ вания, а та кж е снабжению строительства зданий университета необходи­ мыми строительными материалами. Совет М инистров С С С Р отметил, что с вводом в действие новых зда­ ний М осковско го государственного университета создаю тся ш ирокие воз­ можности для дальнейшего развития науки и под готовки квалифицирован­ ных специалистов для народного хозяйства нашей страны . Совет М инистров С С С Р постановил: • 1. О т кры т ь новые здания М о сковс ко го государственного университета имени М . В . Ломоносова 1 сентября 1953 года. 2. О бязать М инистерство кул ь туры С С С Р и ректорат М осковско го государственного университета имени М . В . Ломоносова обеспечить с 1 сентября 1953 года учебную и научную деятельность физического, хими ­ ческого, механнко-математического, геологического и географического фа­ культетов в новых зданиях университета. Дворец науки—гордость советского народа Издание брошюры „Итоги переговоров между Советским правительством и Правительственной делегацией Германской Демократической Республики" Государственно© издательство полити­ ческой литературы выпустило в свет брошюру «Итоги переговоров между Со­ ветским правительством, и Правительст­ венной делегацией Германской Демократи­ ческой Республики». .. В брошюре помещены: Советско-гер­ манское коммюнике о переговорах между Советским правительством и Правительст­ венной делегацией Германской Демократи­ ческой Республики; Протокол о прекраще­ нии взимания. германских репараций и о. других мерах по облегчению финансово- экономических обязательств Германской Демократической Республики, связанных с последствиями воины: речь Председателя Созета Министров СССР Г. М. Маленкова на обеде в Кремле 22 августа 1953 го­ да; речь Председателя Совета Министров Германской Демократической Республики Отто Гротеволя на обеде в Кремле 22 ав­ густа 1953 года. ..(ТАСС). Первое сентября — радостный и тор- лсественный день в жизни советской мо­ лодежи. Во всех высших учебных заве­ дениях страны начинаются занятия. Со­ вет Министров Союза ССР постановил от­ крыть в этот день новые здания Москов­ ского государственного университета, воздвигнутого на Ленинских горах. Тыся­ чи юношей и девушек впервые пересту­ пят порог величественного дворца науки, созданного по воле Коммунистической партии и Советского правительства. Они заполнят прекрасно оборудованные ауди­ тории, научные лаборатории п рабочие ка­ бинеты. На кафедры поднимутся профес­ сора, преподаватели и прочтут вступи­ тельные лекции. Новое здаіше университета поражает своими огромными масштабами и гран­ диозностью. Эго — крупнейшее учебное заведение в мире. Дворец науки строила вся страна, весь советский народ. Над проектом этого ги ­ гантского сооружения работал большой коллектив архитекторов и инженеров..Бы­ ло выполнено свыше 50 тысяч листов различных проектных чертежей п размно­ жено затем до одного миллиона экземпля­ ров. Одновременно с проектированием ар­ хитекторы и инженеры вели постоянный авторский надзор за ходом строительства. Новое строение на Ленинских горах — это не просто высотное здание, а огром­ ный архитектурный ансамбль, объеди­ няющий в единое целое 27 основных и 10 обслуживающих зданий, занимающих площадь в 320 гектаров. Общий объем этих сооружений презышает. 2.600 тысяч кубических метров. Новый ансамбль за­ мечателен не только свопмн масштабами, но и своеобразием архитектурных форм. (Беседа с автором проекта — действительным членом Академии архитектуры СССР Л. В. РУДНЕВЫМ) Почти на четверть километра подня­ лась ввысь увенчанная многогранным зо­ лотистым шпилем и пятиконечной звездой центральная 32-этажная часть главного корпуса. Она служит композиционным центром всего архитектурного комплекса. Широкая гранитная лестница ведет к главному входу этого здания. По ее сто­ ронам установлены монументальные брон­ зовые скульптуры юноши и девушки — «Молодые преобразователи природы», — такова тема этих скульптур. Над мощ­ ным гранитным портиком со стройными колоннами протянулся двадцатиметровый скульптурный барельеф — «Дружба на­ родов СССР». Над портпком, на фоне зна­ мен — орден Ленина, которым награжден университет. \ В высотной части зданпя размещаются актовый зал на 1500 мест, музей землеве­ дения; клуб со зрительным залом на S00 мест. Здесь же расположены ректорат университета, географический, геологиче­ ский и механо-математпческий факульте­ ты, более 400 учебных и научных лабора­ торий, оснащенных новейшими приборами по всем отраслям науки и техники. Вот как выглядит один пз этажей географического факультета. Здесь — 18 лаборатории и кабинетов, факультетская аудитория на 250 мест, четыре читаль­ ных зала, помещения для каталогов. В ла­ бораториях — все необходимее для опы­ тов: сжатый воздух, газ, горячая и хо­ лодная вода, всевозможный инвентарь. Для отделки вестибюлей и парадных внутренним благоустройством. Здесь созда-, помещении использованы гранит и мрамор ны самые благоприятные условия для учебы, проявления творческих способно­ стей, культурного и Физического разви­ тия молодежи. различных расцветок, мозаика, бронза, ценные породы дерева. Стены и потолки украшены живописью и художественной лепкой. Высотную часть здания обслужи­ вают 20 быстроходных лифтов. Они будут курсировать со скоростью 3,5 метра в се­ кунду. А во всех корпусах университета будет работать более ста пассажирских и грузовых лифтов. От центральной многоярусной части зданпя в обе стороны простираются, точно могучие крылья, восемнадцати, две­ надцати и девятпэтажные корпуса. В них — 5.754 комнаты для студентов п аспи­ рантов п 184 квартиры, в которых будут жить профессора и преподаватели. ІІх об­ щая жилая площадь превышает 64 ты­ сячи квадратных метров. Комнаты студентов и аспирантов име­ ют все удобства. В каждой из них — книжный шкаф, письменный и обеденный столы, комбинированная кровать-дп- ван, радио, телефон, настольная лампа. На всех этажах имеются хорошо оборудован­ ные гостиные с мебелью, коврами, карти­ нами и пианино. Здесь — читальные за­ лы, буфеты. Специальные пульты управ­ ления дают возможность вызвать студента к телефону, пли сообщить ему, что его ждут в вестибюле. За главным зданием возвышаются два огромных шестиэтажных корпуса. Здесь размещаются физический и химический Факультеты. В помещениях этпх корпу­ сов так же красиво и уютно, ка к и в глав­ ном зданип. Все лаборатории и кабинеты оборудованы новейшими приборами и установками. Рядом с этими корпусами возведены но­ вые здания биолого-почвенного факульте­ та, обсерватории, института механики, ме­ теорологической станции и многие другие. Несмотря на грандиозность и большое ко­ личество возведенных сооружений, они свободно и просторно располагаются на отвгденной площади. На свободной от застройки территории разбиты парки, скверы, бульвары, пло­ щадь которых достигает 100 гектаров. Наиболее крупную часть этой площади занимает агроботанический сад, располо­ женный рядом со зданием биолого-почвен­ ного факультета. Этот сад с оборудован­ ными экспериментальными теплицами и лабораторией искусственного климата явится^ замечательной учебно-экснеримен- тальной базой для проведения научно-пс- сдедовательских работ и практических за­ нятий. Особенно красиво выглядит централь­ ный зеленый партер, расположенный пе­ ред фасадом главного корпуса. Он занима­ ет площадь около 40 гектаров. Здесь вы­ сажены серебристые ели и сибирские ли­ ственницы, каштаны и душистые тополя, разбиты цветочные клумбы п газоны, со­ оружены фонтаны и установлены де­ коративные вазы. Вдоль широкой аллеи размещены высеченные пз гранита бюсты великих русских ученых — Ломоносова, Лобачевского, Чебышева, Докучаева, Мен­ делеева, Попова, Тимирязева, Мичурина, Чуковского, Павлова/ Герцена, Чернышев­ ского. Новое здание университета является пе только дворцом науки, но и дворцом искусства. Его помещения богато украше­ ны скульптурой,’ произведениями живопи­ си. Картины, скульптура, мебель, освети­ тельные приборы — все убранство отли­ чается единством п цельностью стиля. Гармоничное^ сочетание архитектуры и произведений искусства является отраже­ нием мирного труда советских людей, по­ казывает многообразие природы нашей великой Родины. Дворец науки на Ленинских горах — гордость советского народа. Его сооруже­ ние — яркое доказательство огромной за­ боты Коммунистической партии и Совет­ ского правительства о нашей молодежи, о дальнейшем расцвете передовой советской науки. - ... (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz