Полярная правда. 1953, сентябрь.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Кя 206 (7620) 1 сентября 1953 г. Сегодня начинается учебный год в школах Быть на высоте своего призвания В решении задач, поставленных Комму­ нистической партией перед советской школой, решающей силой является друж­ ный, работоспособный педагогический кол­ лектив, каждый член которого ясно созна­ ет, что значит быть учителем. А призвание учителя высоко и почетно. Он#— воспитатель молодого поколения, проводник советской политики, идей нашей славной Коммунистической партпи. Его влияние на формирование мировоззре­ ния, характера и моральных качеств чело­ века огромно, ибо особенности его лично ­ сти , его убеждения п настроения отража­ ются на всем процессе обучепня и воспи­ тания. Стало быть, учитель всегда должен быть на высоте своего призвания, помнить, что от него зависит правильное воспитание мо­ лодого человека советской эпохи, патриота, строителя коммунистического общества. Педагогический коллектив нашей шко­ лы хорошо, понимает это. Он дружен, по­ стоянно работает над повышением своего идейно-политического уровня, повседневно ищет лучшие методы, более • эффективные приемы обучения и воспитания. В прош­ лом году учителя А. В. Бпбнксарова и Е. В. Махонько добились полной успевае­ мости всех свопх учеников, а у А. М. Веселкиной, Е. А. Новокрещеновой и Н. А. Земцовой отставало только по одному школьнику. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко говорил, что советское общество основано на принципе коллективности, что у нас не может быть личности вне кол­ лектива, не может быть обособленной л и ч ­ ной судьбы, личного пути и счастья, про­ тивопоставленных судьбе и счастью кол­ лектива. П каждый учитель нашей школы много работает над сплочением детского коллектива, над воспитанием в своих уче- - никах крепкой дружбы, чувства коллек­ тивизма, У нас пионер получает общест­ венное поручение и выполнение этого по­ ручения контролируется и оценивается коллективом — звеном, отрядом, классом. Тт. Бнбиксарова, Махонько, Веселкина и другпе умело отбирают и педагогически правильно перерабатывают для изложения учащимся учебный материал, объясняют его ясным, простым языком, шпроко ис­ пользуют многообразные средства нагляд­ ности, закрепляют пройденное путем хоро­ шо разработанной системы практических работ. На уроке у них — все ученики в цент­ ре внимания, особенно отстающие. Учителя нашей школы изучают индиви­ дуальные особенности свопх воспитанни­ ков, советуются с родителями учащихся, проводят большую внеклассную работу, подчиненную задачам повышения уровня обучения и воспитания н выполнению ре­ шений XIX съезда Коммунистической пар­ тии. Много у нас и недостатков. Мы еще не добились того, чтобы все учащиеся хоро­ шо выполняли домашние задания. Есть у нас и такие ребята, которые неправильно ведут себя на улице. Еще слабо мы прово­ дим разъяснительную работу с темп роди­ телями, дети которых плохо учатся, нару­ шают «Правила для учащихся», не орга­ низуем среди них педагогической пропа­ ганды. Есть много п других недостатков. II наша задача з наступавшем учебном году — работать еще упорнее п настойчи­ вее ^над собой, над повышением своего пдейно-полптпческого уровня и педагоги­ ческого мастерства, над дальнейшим спло­ чением детского коллсктлва, над тем, что­ бы все ученики нашей школы успевали и получали от свопх учителей прочные п глубокие знания. і Ю. ДАВЫДОВА. Заведующая базовой начальной школой нрн Мурманской педаго­ гическом учнлнще. На радость и счастье подрастающего поколения Сегодня у нас, учителей, большая ра­ дость. Мы вновь встречаемся после хоро­ шего отдыха со своими питомцами. Впере­ ди— напряженный, полный творческого дерзания т р у і на благо Родины, народа, на счастье и радость подрастающего поко­ ления. Каждый педагогический коллектив, каждый советский учитель стремятся к тому, чтобы наступивший учебный год был новым этапом в жизни школы, чтобы выпускные и переводные экзамены пока­ зали, что мы приумножили достигнутые в предыдущие годы творческие успехи. Этим живут и педагоги средней школы Х і 1 г. Кпровска. ^ Хочется оглянуться на пройденный путь, посмотреть в будущее, подумать о недостатках, которые были, о перспекти­ вах. Немало потрудился наш коллектив в прошлом учебном году, чтобы дать уча­ щимся глубокие и прочные знания, воору­ жить их необходимыми практическими на­ выками. Напряженный труд учителей не пропал даром. Весной этого года в нашей школе закончили обучение 55 человек. Все онп успешно сдали экзамены па аттестат зрелости. У большинства из нпх знания по основным предметам оценены на «5» и «4». Александр Зубакнн окончил школу с золотой медалыо, а Говердовский, Струнин, Владимирова, Берман и Руда- шевская — с серебряной. Перед советской молодежью открыты широкие горизонты. Желаешь учиться — учись где хочешь. Страна не жалеет на народное просвещение громадных средств. Государственный бюджет на 1953 год предусматривает свыше 62 миллиардов рублей на просвещение и культуру. Ка­ кое яркое свидетельство заботы Коммуни­ стической партии и Советского прави­ тельства о трудящихся нашей страны! Нам нужно больше школ, лечебных и дет­ ских учреждений. Так на пятой сессии Верховного Совета СССР заявил глава Со­ ветского правительства товарищ Г. М. Маленков. П с каждым годом школьная сеть в нашей стране растет, растет число учащихся. Пользуясь правом советского человека на образование, выпускники нашей шко­ лы продолжают учиться в высших учеб­ ных заведениях. Так, Нина Андреева, Ма­ рия Енбаева п другпе в этом учебном го­ ду поступили в университет. Аркадий Герман — в горный институт, Галина' Гурьева — в химпко-фармацевтпческий, Тамара Лобская — в институт железнодо­ рожного транспорта, Юрий Лутохпн — в институт механпзацпп сельского хозяйст­ ва, Станислав Власов — в политехниче­ ский институт и т. д. Учителя могут гор­ диться, что эти и другие выпускники школы сдавали экзамены в высших учеб­ ных заведениях на «5» и «4». Такие пе­ дагоги нашей школы, как тт. А. В. Поля­ кова, А. Ф. Бондарева, П. С. Семенов, Л. А. Волкова, Н. М. Сычева и другие, немало потрудились, чтобы дать учащимся основательные знания. Обучая школьников, педагопі нашей школы продолжают учиться сами. Они ов­ ладевают основами марксизма-ленинизма, повышают свое педагогическое мастерство. Преподаватели, не имеющие законченного высшего образования, поступили в заоч­ ные педагогический и учительский ин­ ституты. Наша школа в этом году лучше, чем в прошлом, подготовилась к планомерной деятельности. Здание приведено в поря­ док, физический, химический, географи­ ческий и биологический кабинеты попол­ нились новым инвентарем. Получена аппа­ ратура для звукового кино. Школьники под руководством педагогов привели в по­ рядок наглядные пособия. Значительно расширена материально-техническая база для осуществления директив XIX съезда КПСС о политехническом обучении. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют огромную забо­ ту о советском учителе. От нас требуется одно — работать лучше, приложить все своп творческие сплы к тому, чтобы поднять на более высокий пдейно-теоре- тпческнй уровень всю учебно-воспита­ тельную работу. Мы еще не 1 изжили второгодничества. Это не может не волновать наш коллек­ тив. Сейчас мы думаем над тем, ка к по­ высить качество уроков, как выполнить’ решения XIX съезда партпп о переходе к всеобщему среднему обучению, о политех­ ническом обучении. В текущем учебном году намечено больше проводить лабора­ торных работ по физике, химпи, биологии. Созданные в прошлом году технические кружки будут работать лучше. Намечено чаще проводить экскурсии на предприя­ тия города. Этп экскурсии будут носить более целеустремленный характер. Разработаны серьезные мероприятия по усилению внеклассной воспитательной ра­ боты. Партийная организация школы будет энергичнее бороться за решение задач по улучшению учебно-воспитательной рабо­ ты, по претворению в жпзнь решенпй XIX съезда КПСС. Ж изнь советского учителя немыслима без его участия в общественной деятель­ ности. В прошлом году мнопіе педагоги нашей школы работали агитаторами. Ком­ мунисты тт. Гушкевпч, Волкова, Вереща­ гина, Белоглазова, Богданова п Сычева являются пропагандистами. Часто высту­ пают с докладами п лекциями перед насе­ лением члены Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний тт. Корешонков, Бондарева п дру­ гпе. В новом учебном году наш коллектив усилит общественную работу. В. БЕЛЯКОВА. Секретарь партийной организации Кировской средней школы № 1. Родительское слово День 1 сентября радостен для всех со­ ветских детей, а для детен-саами— вдвой­ не. Каждый из нас, колхозников побережья, провожая своих ребятишек в школу, еще и еще раз подумает, какой забитой, каким вниманием окружают Коммунистическая партия. Советское правительство молодое поколение, как они много делают для раз­ вития народного просвещения и культуры. В царской Р оссии население Кольского полуострова было бесправным, безграмот­ ным и бескультурным. Совсем были лишены возможности учиться дети коренных жителей тундры — саамп. j Великая Октябрьская социалистическая революция озарила нашу жизнь ярким све­ том культуры. Здесь, как и по всей нашей стране, широко (развернулось строитель­ ство. Особенно уделяется большое внимание обучению подрастающего поколения. Те­ перь школы имеются почти во всех насе­ ленных пунктах Териберского района. Это позволяет охватить учебой всех детей школьного возраста. Огромную заботу Коммунистической партпи п Советского правительства о де­ тях саами испытывает каждая семья. Ска­ жу про себя. Старшие мои сыновья Федор и Иван получили образование в своем род­ ном поселке — Териберке. Федор трудится за пределами своего района, а Иван рабо­ тает в оленеводческой бригаде колхоза имени Ворошилова. Счастливо живет и третий мой сын — Василий. Он учится в Ленинградском институте народов Севера, находится на полном государственном обес­ печении. Хорошие условия для учебы созданы п мопм младшим детям. О том, какое огромное значение делу на­ родного образования уделяется в нашей стране, говорят решения пятой сессии Вер­ ховного Совета СССР. Государственный бюджет, направленный на дальнейший подъем народного просвещения и культу­ ры в нашей стране. С. СЕЛИВАНОВА. Колхозннца-саамн артели имени Ворошилова. В МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР С п о м о щ Ь ю ш е ф о в Подготовку к новому учебному году мы начали еще до весенних экзаменов. Весной провелп учет детей семилетнего возраста, договорились с шефами о проведении ре­ монта здания школы. Во время весенних экзаменов заготовили ремонтные материа­ лы. Было известно, кто будет проводить ремонт зданпя, а кто приводить в порядок школьную изгородь. Такая предварительная подготовка поз­ волила без задержки начать ремонт здания и мебели. Во всех работах активное участие при­ нимали шефы — работники торговли. Си­ лами шефов вывезены дрова и проделаны другие работы. Благодаря их активной но моіцн ремонт здания школы был закончен еще в июле. В школе производится заппсь вновь по­ ступающих учащихся. Коллектив школы делает все возможное, чтобы организованно начать учебный год. А . КРИНИЦИНА . Директор школы № 1. («Мончегорский рабочий*). Учиться, учишься а учиться 1953— 1954 учебный год — послед­ ний год моего пребывания в средней шко­ ле. Моя цель ясна п определенна: успешно закончить 10 -й класс и затем продолжить образование в высшем учебном заведении. Это нужно Родине. Она растет и крепнет, развивается наше народное хозяйство. Нам нужны высокообразованные специалисты, знающие свое дело, умеющие с наибольшей пользой отдать свои знания на обществен­ ное благо. В нашей стране непрерывно и бурно (развиваются наука и техника, а вместе с этим и возрастают требования к выпуск­ никам школы, желающим продолжить свое образование в университете и.тн институте. Поэтому с первого дня учебного года каж ­ дый десятиклассник должен с наибольшей строгостью относиться к самому себе. Чем раньше выпускник правильно ре­ шит вопрос о том, кем ему быть, тем он увереннее пойдет к иамечепной целнг На этот вопрос у меня уже давно есть ответ. Я увлекаюсь физикой н хотел бы стать на­ учным работником в этой отрасли знания. Для достижения этой цели придется пора­ ботать — и немало. Учиться, учиться и учиться, как заве­ щал молодежи Ленин, — вот что должно быть девизом у каждого советского школь­ ника. *> Ю. РОГОЗИН. Ученик 10-го класса Кандалакш­ ской средней школы Л'о 1. Как уже сообщалось в советской, печа­ ти, 30 июля Советское Правительство на­ правило Правительству Соединенных Шта­ тов Америки ноту, з которой выражался протест Правительству США против гру­ бого нарушения 29 июля американским военным самолетом государственной гра­ ницы СССР недалеко от г. Владивостока. В советской печати также сообщалось, что 31 июля посол США в Москве г. Ч. Болен по поручению Правительства Соединенных Штатов передал Министерст­ ву Иностранных Дел СССР памятную за­ писку, в которой оспаривается факт на­ рушения американским военным самоле­ том государственной границы СССР н заявляется, будто американский самолет был атакован советскими истребителями во время обычного полета над Японским морем. В связи с указанной памятной за­ пиской 3 августа МИД- СССР направил Посольству США в Москве ноту, в кото­ рой Советское Правительство отклонило содержащийся в памятной записке протест, как лишенный всякого основания, и под­ твердило свою но^у от 30 июля. 5 августа Посольство США в Москве по поручению Правительства США прислало Министерству Иностранных Дел СССР новую ноту по этому вопросу, в которой повторяется заявление, содержащееся в указанной памятной записке. » 2G августа МИД СССР направил По­ сольству США в Москве следующую ноту: «В связи с нотой Правительства США от 5 августа с. г. Советское Правительст­ во считает необходимым заявить Прави­ тельству Соединенных Штатов Америки следующее. Советское Правительство не может при­ знать удовлетворительным ответ Прави­ тельства США на ноты от 30 июля и 3 августа с. г. относительно нарушения 29 июля государственной границы СССР американским военным самолетом «Б-50» в районе Владивостока. Как указывалось в упомянутых нотах Советского Правительства, на основании данных, включающих показания летчиков советских самолетов, имевших встречу с американским самолетом-нарушптелем над советской территорией,!! а также на осно­ вании данных, полученныі от наземных пунктов наблюдения, американский четы­ рехмоторный бомбардировщик типа «Б-50» 29 июля около G часов утра по местному времени (около 7 часов по владивосток­ скому декретному времени) нарушил госу­ дарственную границу СССР вначале в рай­ оне мыса Гамова п продолжал полет над территорией СССР около острова Аскольд недалеко от Владивостока. При приближе­ нии двух советских истребителей с целью указать американскому самолету, что он находится в пределах границ СССР, и предложить ему покинуть воздушное про­ странство Советского Союза американский бомбардировщик в 6 часов 12 минут утра по местному времени открыл по ним огонь. В результате одному нз советских самолетов было, нанесено серьезное пов­ реждение— пробиты фюзеляж п- левое крыло, а также нарушена герметичность кабины летчика. Ввиду указанных дейст­ вий американского самолета-нарушителя советские самолеты вынуждены были отт крыть ответный огонь, после чего амери­ канский самолет удалился в сторону моря. О дальнейшей судьбе американского само­ лета-нарушителя советские власти сведе­ ний пе имеют. Правительство США, как это видно пз его ноты от 5 августа, признает, что 29 июля в 6 часов 15 минут утра по местно­ му времени американский четырехмотор­ ный бомбардировщик «Б-50» обстрелял советский истребитель, что в отношении времени приблизительно совпадает с дан­ ными, указанными в советских нотах. Правительство США в своей ноте, од­ нако, заявляет, будто американский бом­ бардировщик государственной границы СССР не нарушал и был атакован совет­ скими истребителями во время налета над открытым морем. Между тем, приведенные в нотах Советского Правительства от 30 „ июля и 3 августа подтвержденные про­ веркой данные полностью опровергают заявление, будто американский самолет «Б-50» не нарушил границу СССР и был атакован советскими истребителями над Японским морем. • - * Поскольку факт нарушения советской государственной границы американским ~ военным самолетом точно установлен, Со­ ветское Правительство отклоняет содержа­ щийся в ноте Правительства США про­ тест, как лишенный всякого основания.. Правительство США в своей ноте заяв­ ляет, что 29 июля в 17 часов 50 минут (5 часов 50 минут вечера) по местному времени, то есть почта через 12 часов после инцидента, американские самолеты заметили в воде, в пункте с координатами 42 градуса 14 минут северной шпроты и 132 градуса 59 минут восточной долготы, две группы в 3 — 4 человека пз числа членов экипажа упомянутого бомбардиров­ щика «Б-50» п что в этом районе Япон­ ского моря якобы находилось 12 совет­ ских судов типа «РТ», занятых, ка к ска­ зано в ноте, «очевидно, подбиранием дру­ гих лиц, оставшихся в живых после ка­ тастрофы». Это заявление совершенно не соответствует действительности и является, повпдимому, результатом того, что поиски членов экипажа бомбардировщика «Б-50» производились, ка к это следует нз текста американской ноты, в неблагоприятных условиях тумана н темноты и что, следо­ вательно, Правительство США основывает­ ся на информации, находящейся в проти­ воречии с фактами. Произведенная советскими компетент­ ными властями тщательная проверка по­ казала, что в указанном в ноте районе Японского моря 29 пюля не было ника­ ких советских судов. Советское судно появилось в этом районе лишь на следую­ щий день, т . е. 30 июля, около 3 часов утра по местному времени. Это был рыбо­ ловный' траулер Х і 423, проходивший' через указанный в американской ноте район и производивший лов рыбы, К этому траулеру, согласно донесению его капитана, подходили два американских миноносца, причем американский и япон­ ский офицеры, находившиеся на катере, спущенном с одного нз миноносцев, залро- спли у капитана траулера сведения, ка­ сающиеся самолета «Б-50» и его экндц- жа. Поскольку команда траулера никаких остатков самолета и членов его экипажа в море не видела, капитан советского траулера, естественно, запрашиваемых сведений дать не мог. ѵ .. г В связи с содержащейся в ноте Прави­ тельства США просьбой информировать о том, не располагают ли советские власти сведениями относительно членов 'экипажа американского самолета «Б-50», Советское Правительство считает необходимым сооб­ щить, что в результате произведенного расследования подтвердилось, что совет­ ские власти не располагают никакими сведениями пб экипаже , американского бомбардировщика «Б-50». Подтверждая своп ноты от 30 июля и 3 августа, Советское Правительство вновь иастаивает на привлечении к строгой от­ ветственности лиц, виновных в наруше­ нии советской границы, и ожидает, что Правительством США будут приняты меры к недопущению впредь нарушения амери­ канскими самолетами государственной границы СССР». НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Перед августовскими учительскими со- ( С А В Г У С Т О В С К И Х вещаниями стояла определенная п ясная У Ч И Т Е Л Ь С К И Х С О В ЕЩ А Н И И ) цель — всесторонне обсудить важнейшие * вопросы, связанные с І задачами школ п органов народного образования в своей деятельности. Многого ожидали мы от *953 -— 1954 учебном году в свето реше - 1 доклада заведующего районным отделом на- ний XIX съезда Коммунистической партии родного образования. В этом докладе долж- Советского Союза. Конкретно, на этпх со­ вещаниях педагогические работники долж­ ны были получить глубокий анализ рабо­ ты школ и наметить правильные пути улучшения учебно-воспитательной работы в новом учебном году. На основе критики и самокритики участники совещания обя­ заны были вскрыть промахи и недостатки в деятельности педагогических коллекти­ вов и отдельных учителей, в работе орга­ нов народного образования. Каждый учи ­ тель надеялся получить ясное пред­ ставление о том, что он должен делать в •новом учебном году, чтобы не повторить допущенных в прошлом году ошибок и работать лучше. Но для того, чтобы эти совещания дали максимум пользы и разрешили все вопро­ сы, волнующие учителей, к ним надр бы­ ло заблаговременно п серьезно подгото­ виться, Этого по вине Мурманского обла­ стного отдела народного образования и ря­ да городских и районных отделов не было сделано. Поэтому августовские совещания прошлп в некоторых районах области па низком организационном и идейном уровне. Особенно плохо прошло совещание учи­ телей в городе Кировске. К нему не было иіюведено совершенно никакой подготовки. Директор Хибинской семнлетней школы тов. Гу*рьев пишет в своем письме в редак­ цию «Полярной правды»: «Августовское учительское совещание имеет большое значение в жизни педаго­ гических коллективов района. Кащдый учитель, выезжая на совещание, надеялся услышать оценку своей работы и шкод района в целом, позаимствовать опыт лучших учителей, чтобы использовать его ві других районат. ны получить отражение задачп, стоящие перед школами п учителями в новом году, он должен вызвать творческое обсужде­ ние всех актуальных вопросов». Далее тов. Гурьев сообщает, что доклад заведующей районо тов. Струниной ока­ зался слабым и не взволновал участников совещания. Поэтому желающих выступить не оказалось.'’Пришлось объявить вынуж­ денный перерыв и на ходу «исправлять» то странное положение, в котором ока­ зались п райком партии,и райисполком, п отдел народного образования. Секретарю райкома КПСС тов. Крынкпну ничего не оставалось делать, ка к собрать в перерыв учптелей-коммунпстов и призвать пх к активному участию в прениях. Почему же это произошло? Да потому, что облоно провел незначительную органи­ заторскую работу по созыву учительских совещаний, не обязал руководителей район­ ных отделов народного образования тща­ тельно подготовиться к ним и принять все меры к тому, чтобы соответствующая под­ готовка была сделана и в школах. Поль­ зуясь бесконтрольностью со стороны обло- по и Кировского райисполкома, заведую­ щая районо тов. Струнина возвратилась ва отпуска за несколько часов до совеща­ ния и выступила с наспех написанным текстом доклада. Поверхностный, изобило­ вавший общими рассуждениями, он не от­ ражал коренных вопросов в деятельности школ района и вызвал у многих учителей недоумение. Не было проведено хорошей подго­ товки к учительским совещаниям в горо­ де Мурманске, в Полярном, Терском и На августовских совещаниях руководи­ тели школ и педагоги поставили перед отделами народного образования, райис­ полкомами и районными комитетами пар­ тии ряд актуальных вопросов, требующих немедленного разрешения. Отмечая недо­ статки, допущенные в прошлом учебном году, анализируя успехи передовых масте­ ров педагогического труда, учителя рас­ сказали о том, ка к онп добиваются претворения в жизнь решенпй XIX съезда КПСС, какие практические шаги предпри­ нимают для осуществления политехниче­ ского обучения, ка к борются за система­ тическое и прочное усвоение учащимися основ наук, являющееся обязательным ус­ ловием выполнения задач политехническо­ го обучения. Интересным было выступление на со­ вещании учительницы школы № 26 Кан­ далакшского района тов. Ростачевой. Она рассказала, ка к учащиеся связывают своп знания по биологии с жизнью, с практи­ кой, осветила работу юных натуралистов на пришкольном учебно-опытном участке. Интересен был и рассказ учительницы тов. Дрибенцовой (город Мурманск) об опыте работы с юннатами, о привитии школьникам практических навыков ухода за растениями. Тов. Пнонина из Умбской средней школы сообщила о том, что уча­ щиеся школы, успешно работая на при­ школьном земельном участке, выращивают ягодники и другие растения. В Териберской средней школе с целью ознакомления учащихся с производствен­ ной деятельностью района были проведены экскурсии учащихся на промысловые суда, в судоремонтные мастерские, на электро­ станцию и другпе предприятия. При­ школьный опытный участок позволил ученикам школы ознакомиться с элемен­ тарными основами сельскохозяйственного производства. В этом году ребята посеяли овес, посадили редис, картофель д другие культуры. Об .этом говорилось на учи­ тельском совещании в Териберке. Другие учителя сообщили, ка к они в процессе преподавания своего предмета знакомили учащихся с применением физи­ ки, химии, биологии в промышленностп п сельском хозяйстве,, о том, что онп стали больше уделять внимания проведению ла­ бораторных и практических работ в учеб­ ных кабинетах, шире развернули внеклас­ сную работу, связанную с задачами поли­ технического обучения. Много говорилось о том, как при изучении того или иного программного материала по физике, хи­ мии, биологии и математике давалось’ школьникам представление о современном производстве и его элементах — энерге­ тике, машинах, технологии и организации производства. Перед областным, городскими п район­ ными отделами народного образования стоит серьезная задача — обобщить п рас­ пространить среди всех школ областп не­ который опыт по политехнизации препо­ давания, накопленный передовыми учите­ лями, способствовать тому, чтобы в новом учебном году изучение основ наук теснее связывалось с общественно-полезной рабо-f той учащихся, чтобы эта работа была подчинена учебно-воспитательным целям. ' В выступлениях ряда учителей серьез­ ное внимание было уделено преодолению книжно-словесного преподавания, повы­ шению качества урока, всей учебно-воспи­ тательной работы, более тесной связи школы с семьей, организации детского коллектива, деятельности пионерских и комсомольских организаций в школе и т. п. Заведующая начальной базовой школой при Мурманском педагогическом училище тов. Давыдова подробно рассказала о том, к а к коллектив школы боролся в минув­ шем учебном году за лучшую постановку учебно-воспнтательной работы и каких он добился результатов. В частности, она со­ общила, что учителя изучают характер, индивидуальные особенности своих учени­ ков и поддерживают постоянную связь с родителями школьников. Это дает положи­ тельные результаты. Опыт работы коллек­ тива начальной базовой школы г. Мурман­ ска заслуживает глубокого изучения. Директора и учителя ряда школ Мурман­ ска, Кандалакшского и Терского районов обратили внимание учительства на то об­ стоятельство, что многие учителя встре­ чаются с родителями своих учеников тог­ да, когда школьник совершает какой-либо проступок пли оказывается уже отстаю­ щим. Задача заключается в том, чтобы в новом учебном году изжить такое ненор­ мальное явление. Родители могут оказать большую помощь школе в обучении и вос­ питании того пли иного школьника толь­ ко в том случае, еслп они но окажутся перед совершившимся фактом, а заблаго­ временно узнают, что их сын или дочь начинают плохо относиться к своим обя­ занностям, становятся на тот путь, кото­ рый не может их повести к хорошему. Именно в этом заключается творческое со­ дружество школы и семьи. / На учительских совещаниях много го­ ворилось о неудовлетворительном руковод­ стве областного, городских и районных отделов народного образования школами. Учительница тов. Синельникова (Терский район) заявила, что одной из причин низ­ кой успеваемости в школах ігвляется то, что руководители облоно и районо мало проявляют заботы о сохранении постоян­ ных кадров учителей. В ряде школ, ска­ зал заведующий учебной частью Кузомен- ской семплетней школы тов. Вортпгел, не имеется преподавателей по в'ажнейшнм дисциплинам. Об этом же говорилось и на учительском совещании в городе Киров­ ске. Ненормальным является такое положе­ ние, когда учителя до самого начала заня­ тий в школах не знают, где онп будут ра­ ботать. Такие факты пмеют место в Ки­ ровском районе. Многие отделы народного образования нашей областп не осуществляют государ­ ственного контроля над деятельностью школ, плохо анализируют работу учите­ лей, не оказывают педагогам достаточно методической помощп. Некоторые инспек­ тора школ не выполняют своих функций как представители государственного конт- ля за делом народного образования. Тов. артьянов (Полярный район) отметил, что инспектор отдела народного образования тов. Скобелева редко посещала некоторые школы, не могла дать квалифицированной Б помощп учителям и поэтому ее появление в этих школах не могло принести суще** ственной пользы. Не осуществляет достаточного контроля за работой учителей и Тернберсквй отдел народного образования. Например, Кнль- дпнекая начальная школа 2 в течение всего учебного года нп разу не была про­ инспектирована. Такое положение не ыо- жет быть терпимым в наступившем учеб­ ном году. Некоторые городские и районные отде^ лы народного образования относятся фор­ мально к проверке школ. Например, Хи­ бинская семилеткяя школа, ^Кировского района, была подвергнута проверке ин­ спектурой в начале второго полугодия* Носила она поверхносгаый характер. Пре­ подавание таких предметов, ка к география, биология, история и иностранный язык, не было проанализировано. Поэтому-то ре­ зультаты такого инспектирования не были значительными. Перед областным, городскими и район­ ными отделами народного образования стоит серьезная задача — установить бо­ лее тесную связь со школами, учитывать нужды и запросы педагогов, считаться е их предложениями и мнениями. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют, неустанную за­ боту о школе, об учителях, о подрастаю­ щем поколении. В ответ на эту заботу педагоги должны ответить самоотвержен­ ным трудом, страстным стремлением сде­ лать все, чтобы в новом учебном году поднять на более высокий уровень всю учебно-воспитательную работу. Школам, органам народного образования обязаны, оказывать систематическую помощь рай­ комы партии, партийные организации. Их задача — направлять деятельность педаго­ гических коллективов, оказывать помощь учителям в повышении идейно-политиче­ ского уровня и педагогического мастер­ ства. Нет сомнения в том, что учителя Мур­ манской области, воодушевленные реше­ ниями пятой сессии Верховного Совета СССР, успешно справятся со своими зада­ чами в наступившем учебном году, А^МОШКИН .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz