Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

димое иконописное изображение святой блаженной Ксении Петер- буржской отличается намеренным сочетанием вспомогательной пря­ мой и господствующей обратной перспективы. Прямая перспекти­ ва фона иконы обращает внима­ ние молящегося на два этапа жиз­ ненного пути святой Ксении: вос­ хождение из далекого природного мира к храму и к упокоению во Христе, и нисхождение из храма Божьего, из торжествующей не­ бесной церкви к тем, кто молит­ венно призывает ее в современном мире. Левая ступня святой почти выходит за рамки изображения, направляясь навстречу молящим­ ся. При этом главная дорога, по ко­ торой святая приближается к нам от храма, изображена в прямой перспективе. Ответом святой Ксении на наши молитвенные прошения служит другая, меньшая дорожка, изобра­ женная в правой части иконы в об­ ратной перспективе. Казалось бы, в канонических иконописных изо­ бражениях обратная перспектива служит не для увлечения зрите­ ля в мир иконы, а наоборот - для вхождения изображаемого свято­ го в наш земной мир. В этой иконе иначе: обратная перспектива малой дорожки, ведущей в храм, пригла­ шает молитвенника войти в Дом молитвы, последовать примеру блаженной Ксении и обрести про­ симое от Бога. Важно, что откры­ тые врата храма, в которые вовле­ кает молитвенника малая дорожка, изображены в прямой перспективе. Таким образом, сочетание слу­ жебной прямой и доминирующей обратной перспектив в этой иконе призывает молящихся к Престолу Божию, к вечной жизни. Сначала молитвенники обращаются к вос­ поминаниям о житии святой, о ее сначала безмятежной, а затем под­ вижнической земной жизни (дале­ кий фоновый пейзаж, отделяемый от переднего плана изображени­ ем храма). От этих воспоминаний и размышлений внимание зрителя обращается к воспоминаниям о ве­ ликих посмертных благодеяниях и чудотворениях блаженной Ксении, о ее близости к нам, об откликах святой на молитвенные обраще­ ния притекающих в Божий храм людей. Плодом доминирования обратной перспективы этой ико­ ны должно стать укрепление веры молящихся, обращение и устрем­ ление их от мирской суеты к хра­ му, то есть от временной к вечной жизни во Христе. Подобно православной иконе, словесный текст, и даже каждое сотканное из слогов живое слово, также представляет собой сочета­ ние прямой и обратной перспек­ тив. Различие между перспектив­ ными представлениями иконопи­ си и плетения словес заключается в порядке изложения и восприя­ тия. Иконописец сначала молится, читает словесный текст жития, а затем пишет единый развернутый в пространстве образ. Этот про­ странственный образ представля­ ет собой исповедание разверну­ той цельной точки зрения на лич­ ность святого, на его житие, на взаимоотношения человека и Бога, на земную и вечную жизнь. Мо­ литвенник, обращающийся к ико­ не, должен провести в общении с нею время. Сначала надо обра­ титься к памяти о той последова­ тельности событий, которая изо­ бражена иконописцем, затем - по­ пытаться вступить в богообщение, постучаться у входа в изображен­ ный на иконе Горний мир. После этого надо набраться терпения и дождаться главного события: от­ клика изображенного святого на молитвенный призыв, его снис­ хождения в твой внутренний мир, в открытое для Бога сердце. Написание и творческое прочте­ ние слова или текста подразумева­ ет иной порядок мышления и дей­ ствий. Отправитель сообщения сначала созерцает картину мира, всматривается в происходящее и ищет свою точку зрения. Точка зрения здесь является не изобра­ женным итогом творчества (как у иконописца или художника), а от­ правной точкой - начальной сту­ пенью творческого пути. Став на своюточку зрения, повествователь начинает разворачивать словес­ ную ткань своего текста во време­ ни: последовательно излагая в сло­ вах отдельные иконические обра­ зы, идеи и события. При помощи речевых грамматических и фоне­ тических средств повествователь в ходе изложения будет обязатель­ но обращать внимание получателя сообщения к прошлому, настояще­ му и будущему, чередуя прямую и обратную перспективы. К примеру, в словесном тексте Жития блаженной Ксении Петер- буржской сначала повествуется о ее земной жизни в XVIII веке и о внезапной потере мужа. «Блажен­ ная Ксения родилась между 1719и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла вПетербурге. Мужем Ксении был певчий придворно­ го хора Андрей Феодорович Пет­ ров. О детстве и юности блажен­ ной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юрод­ ства Ксении - внезапная смерть мужа, умершего без христианско­ го покаяния». Грамматическими средствами, увлекающими внима­ ние читателя в прямую перспекти­ ву прошлого, в этом тексте служат глаголы и причастие прошедшего времени совершенного и несовер­ шенного вида: родилась, несла, со­ хранила, умершего. В тексте Жития постепенно раз­ ворачиваются картины тех подви­ гов, бед, гонений и тягот, которые добровольно приняла на себя бла­ женная Ксения. «После этого бла­ женная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужни­ ном костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Целыми днями бродила она по Пе­ тербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим на­ падкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразумительные речи, ее кротость и незлобивость дава­ ли повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумить­ ся над ней. Но блаженная Ксе­ ния, непрестанно молясь, безро­ потно несла свой спасительный подвиг». Средствами увлечения внимания в прямую перспекти­ ву представлений о пережитых блаженной Ксенией подвигах и страданиях по-прежнему служат глаголы и причастия прошедше­ го времени совершенного (под­ виги) и несовершенного (страда­ ния) вида. Под сенью Трифона | №1(5) 2013 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz