Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

Далее читатель представляет себе образы даров прозорливости и чудотворений, обретенных свя­ той еще при жизни. «Вскоре окру­ жающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл... Все на­ перебой упрашивали «Андрея Фе­ доровича» взять что-нибудь или отведать от предлагаемого товара, ибо подмечено было, если Ксения берет что-то у хозяина, торговля его бывает очень удачной... Мате­ ри, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой бла­ гословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блажен­ ной исцелит его». Прозорливость и чудотворения сильнее времени и физического пространства. Поэтому перспек­ тива житийного повествования обращается от прошлого к насто­ ящему и будущему - становится обратной. Средствами обращения прямой перспективы разверну­ той житийной картины в обрат­ ную служат глаголы настоящего времени несовершенного вида и будущего времени совершенного вида: кроется, берет, бывает, ис­ целит. Подобно иконописному об­ разу, словесный образ жития свя­ той Ксении обращается и посте­ пенно начинает снисходить из ее прошлой земной жизни в нашу на­ стоящую и будущую жизнь свои­ ми чудотворениями. В конце Жития обратная пер­ спектива описания образа святой блаженной Ксении окончательно утверждается как доминирующая, приближая этот образ к нам как родной, близкий и помогающий преодолевать трудности настоя­ щей и будущей жизни. «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладби­ ще!»; «Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная па­ мять о ней не исчезает... В настоя­ щее время часовня отреставриро­ вана и вновь открыта для доступа и молитвы. Молитвами блаженной Ксении да даст Господь свою ми­ лость и благословение всем с верою и любовию притекающим к ее не­ бесному предстательству. Аминь». От прямой перспективы сопе­ реживания и сострадания под­ вигам святой блаженной Ксении внимание читателя обращается в конце Жития в настоящее вре­ мя. Грамматическими средства­ ми выстраивания обратной пер­ спективы повествования служат глаголы и причастия настоящего времени: сидишь, штопаешь, зна­ ешь, иди, творимые, не иссякают, не исчезает, притекающим. Сам термин «настоящее время», ука­ зывает на остановку течения вре­ мени, на преобразование словес­ ного повествования в развернутое пространственное представле­ ние - словесную икону. Подобно художнику-иконописцу, писатель тоже останавливает ход времени, сводя прошлое, настоящее и бу­ дущее в единое пространственное изображение. Только средства­ ми создания этого объемного изо­ бражения на плоскости бумажно­ го листа служат не краски и кисти, а слова и их части: приставки, кор­ ни, суффиксы и окончания. Каждый человек в той или иной мере обладает творческими спо­ собностями, то есть поэтическим даром (вспомним, что в перево­ де с греческого языка поэт - это «творец»). Наши речевые сообще­ ния помимо познавательной обла­ дают еще и поэтической функци­ ей: «можно говорить о вкладе эти­ мологически прозрачных единиц в акт коммуникации. Однако ком­ муникация такого рода имеет дело не столько с обменом сообщений с познавательной функцией, сколь­ ко с обменом сообщений с эмотив- ной или поэтической функцией» (В.Н. Топоров, выделено нами). «Поэтическая функция» рече­ вого сообщения - это работа, на­ правленная на последовательное словесное воплощение иконы - единого пространственного образ­ ца истины. Для отправителя со­ общения представляемый образ- икона служит отправной точкой, истоком изречения. Для получа­ теля сообщения предлагаемый его вниманию образ-икона явля­ ется целью творческого восприя­ тия внимаемого изречения. Осно­ вой для взаимного понимания со­ общений в речи служит языковая икона - скрытый в сообщаемом слове образ-этимон, ведомый и от­ правителю, и получателю. Если одному из участников со­ общения внутрисловная икона не­ ведома, то и его понимание из­ речения будет не поэтическим, а поверхностным, формальным, ли­ шенным соображения - безобраз­ ным. В данном контексте сообра­ жение не является синонимом рас­ суждения. Это слово применяется в своем прямом корнесловном смыс­ ле: как творческое соотнесение, со­ поставление и соединение несколь­ ких мыслимых образов в новый живой иконологический образ. Соображение отправителя со­ общения заключается в том, что он творчески соотносит вообража­ емый образ-замысел своего изре­ чения с языковым образом, скры­ тым внутри слова, подобранного им для исполнения замысла. Пре­ жде, чем произнести свое изрече­ ние, творчески мыслящий отпра­ витель сообщения соображает две иконы в одну: объединяет чув­ ственный образ вещи, о которой он намерен сообщить, с языковым образом, скрытым внутри слова, которым он называет эту вещь. В момент соображения двух обра­ зов - воспринимаемого из жизни и воспринимаемого из языковой памяти - отправитель сообщения становится поэтом: творцом ново­ го словообраза. Плод его сообра­ жения - это речевое произведение, порожденное его чувствами, мыс­ лью и памятью. Изреченное ре­ чевое произведение - это вопло­ щенное в слове иконологическое представление, предлагаемое для восприятия собеседнику. Но не только отправитель со­ общения должен стать творцом словесной иконы - соображения. Важно чтобы слушатель или чи­ татель тоже становился бы поэтом. Нам сегодня надо восстанавли­ вать прерванную древнюю народ­ ную традицию корнесловного ре­ чевого мышления. Это значит, что надо вновь навыкать ведать обра­ зы, скрытые в корнях слов русской речи, соображая их с собственны­ ми взглядами и представлениями. 88 Под сенью Трифона | №1(5) 2013

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz