Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

плохой. Болезненное состояние души учащегося не означает, что он «необучаем», «второсортен», или может быть не любим учи­ телем. Чем тяжелее учащемуся воспитываться чистыми образа­ ми, словами и смыслами первого рода, тем больше требуется терпе­ ния и сострадания к больному, тем бережнее необходима забота, тем больше должна быть целительная сила любви воспитателя. В отличие от поверхностно­ го абстрактно-логического пони­ мания, иконологическое воспри­ ятие речи сводится не к анали­ зу и толкованию значений слов, а к целостному видению содержа­ ния высказывания как единой кар­ тины. Образное иконологическое осмысление ключевых слов текста урока вдохновляет и определяет те значения, которые придаются сло­ вам в речи учащихся. К примеру, в текстах многих произведений Н.В. Гоголя есть однокоренные ключевые сло­ ва «чин» и «чиновник». На уроке по тексту повести «Шинель» уча­ щиеся в течение двух минут лег­ ко нашли эти ключевые слова, по­ скольку на первых трех страницах они повторяются более 20 раз. На вопрос «Хотите ли вы стать чи­ новниками?» в начале урока все дружно ответили отрицательно. Обратившись не к современным толкованиям, а к этимологиче­ ским корням этих слов, учащиеся выяснили, что «чин» - это, пре­ жде всего, «строй, порядок» (Сло­ варь Шанского, с. 365). Сделали логический вывод о том, что суть служения чиновника - в наведе­ нии порядка из хаоса, в устроении жизни. Обнаружили, что этимоло­ гически родственными чину и чи­ новнику являются слова чинить и сочинять. Далее учащиеся с удивлением открыли для себя, что, по данным этимологических словарей, сло­ ва чин и чиновник - производные «от той же основы, что греческое роіео «делаю» (Там же, с. 365). Да­ лее установили, что от того же гре­ ческого корня происходят слова поэзия, поэма, поэт (там же, с. 250). Поэт - это греческое имя, означа­ ющее «творец», одно из имен Бога. Вспомнили, что поэты называют­ ся еще сочинителями. Догадались, что «Мертвые души» названы по­ эмой не только как сочинение, но как попытка Гоголя содействовать восстановлениюдолжного порядка в душах людей и в жизни России. Обращение к школьному эти­ мологическому словарю помогло выявить одну из иконологических основ текста повести «Шинель» и всего творчества Гоголя в тече­ ние 7-10 минут урочного време­ ни. Иконологическое осмысление должности чиновника и призва­ ния сочинителей-поэтов, в свою очередь, помогло детям открыть для себя истинную суть челове­ ческого служения и исполнения должностных обязанностей в этом мире. Внутреннее столкновение соображений учащихся о гоголев­ ских чиновниках и об истинной иконологической сути чиновниче­ ства привело некоторых из них к катарсису - внутреннему очище­ нию и прояснению представлений о чинах, званиях, сочинительстве и творчестве. Иконология первого рода испол­ няет слова и смысл высказываний учителя светом истины. Подобно православным святым иконам на­ правленность в такой иконологии преобладает обратная перспекти­ ва. Обратная перспектива подра­ зумевает духовное снисхождение Образа Божия из Царства небес­ ного во внутренний мир, во вну- триличностный контекст учаще­ гося. Прямая перспектива, свой­ ственная современнойживописи и абстрактно-логической речи, уво­ дит зрителя или слушателя (чи­ тателя) из реального настоящего мира в туманную даль, к новым горизонтам сомнительных науч­ ных открытий и иной мыслимой жизни. Прямая перспектива име­ ет целью увлечь человека из на­ стоящего пространства и времени в мир химерических иллюзий и фантомов прошлого или будущего - не грядущего, а именно будуще­ го. Грядущее отличается от буду­ щего тем, что оно уже грядет, уже есть в духовном мире, и наступа­ ет в нашматериальный мир в виде обратной перспективы. «Светлого будущего», прямыми перспектива­ ми которого нас увлекают «крем­ левские мечтатели», не просто еще нет, его может и не быть никогда - одни химеры и иллюзии. В своей работе «Обратная пер­ спектива» о. Павел Флоренский убедительно доказывает несостоя­ тельность «перспективной» гума­ нистической традиции в живопи­ си. То же можно сказать и о линг­ вистике, и о педагогике: смысл слов, не возвращающих внима­ ние от прошлого, будущего или виртуального, обратно к настоя­ щему, ложен и иллюзорен. Фло­ ренский пишет: «От действи­ тельности — к картине, в смысле сходства, нет моста: здесь зияние, перескакиваемое первый раз — творящим разумом художника, а потом — разумом, сотворчески воспроизводящим в себе карти­ ну». ( Флоренский П.А., священ­ ник. Соч. в 4-хтт. —Т.3(1). —М.: Мысль, 1999. —С.46-98). Букваль­ но то же можно сказать и об ико­ нологии речи: от вещи к ее вну­ трисловному образу-иконе тоже нет моста. Каждый раз «зияние» между обозначаемым и обознача­ емым «перескакивается» сначала говорящим (творцом текста), а по­ том - слушающим-сотворцом. В православной святой иконе обратная перспектива является не единственно приемлемой, но го­ сподствующей. Например, приво­ 86 Под сенью Трифона | №1(5) 2013

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz