Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

приступном углу, как будто таит­ ся в нем даже от дневного света...» (Ф.М. Достоевский, «Белые ночи, сентиментальный роман. Из вос­ поминаний мечтателя»). Говоря о превращении челове­ ка в «какое-то существо средне­ го рода», Достоевский напоминает нам о земнородной душе животно­ го (средний род - оно) и о богопо- добии человека (муж и жена). В от­ личие от животных, человек взят от земли и вдохновлен Богом «в душу живу»: «И создал Бог челове­ ка, персть (взяв) от земли, и вдунул в лицо его дыхание жизни: и стал быть человек в душу живу» (Бы­ тие, 2:7). В первой главе Книги Бы­ тия говорится: «И рече Бог: да из­ вергнет земля душу живу по роду» (Быт. 1:24). Далее в первой главе говорится еще не о создании вдох­ новленного «в душу живу» чело­ века, а сотворении человека по об­ разу Божию для обладания «всею землею, и всеми гадами, пресмы­ кающимися по земле» (Быт.1: 26). Человеческое достоинство за­ ключается в самообладании, то есть в обладании своей земной природой «и всеми гадами, пре­ смыкающимися по земле». Про­ тивоположные сентиментальной мечтательности душевные состо­ яния обычно называют присут­ ствием духа, взятием себя в руки, внутренним пробуждением, трез- вением, живым откликом на про­ исходящее. Чтобы стать человеком в пол­ ном библейском смысле этого сло­ ва, необходимо постоянно уподо­ блятьсянажизненномпутисвятым иконам - образцам Богоподобия, и преодолевать в себе мечтатель­ ность, свойственную «какому-то существу среднего рода, ... таяще­ муся от дневного света». В каждомживом слове есть своя внутренняя икона. Внутрислов­ ные иконы прообразуют подоба­ ющее отношение человека ко всем названным словами вещам. Клю­ чом к осознанному подобающему поведению по отношению к той или иной вещи является навык ве­ дения внутрисловных икон - свой­ ственного детям, поэтам, худож­ никам и творческим личностям иконологического мышления. Слово икона употреблялось в древнем греческом языке задолго до наступления Новой христиан­ ской эры, до явления первой свя­ той иконы «Нерукотворный Спас» и до установления традиции ико- нопочитания. В переводе с грече­ ского на русский язык икона до­ словно означает «картина, рису­ нок, изображение». То, что этим словом теперь при­ нято называть святые иконы - об­ раза, не означает, что любая ико­ на - святыня. В повседневном оби­ ходе и в научной терминологии иконическими принято называть многие изображения, к примеру, компьютерные значки, условные знаки-символы, образы воспри­ нятых зрением вещей, удержива­ емые в иконической памяти. Бе­ совские изображения, упомянутые Пушкиным - тоже иконы, толь­ ко не святые, а сентиментальные, языческие, запечатлевающие «со­ мнительный и лживый идеал». Та­ кие иконические образы демонов вполне могут быть не столько пу­ гающими и смущающими, сколько привлекательными и желанными для игривого детского восприятия. Слово иконология порожде­ но сочетанием двух основ: ико­ на «изображение» + логос «слово». В буквальном смысле иконоло­ гия означает «изображение в сло­ ве». В дальнейшем, говоря об ико­ нологических основах духовно­ нравственного воспитания, мы, во-первых, будем подразумевать те образы (изображения), которые представляются человеку в мо­ мент восприятия или при произ­ несении слов. Во-вторых, будем различать два рода иконологии: 1) святые внутрисловные образы, исполненные истинной чистой ду­ ховности; 2) внутрисловные об­ разы, заражающие человеческие души страстями, сомнениями и ложными идеями. В соответствии с двумя ро­ дами иконологии будем после­ довательно различать два рода слов: 1) воплощенное в челове­ ческой речи Божье Слово, несу­ щее в себе сокровенный Лик свя­ тости, живую истину и благо; 2) слова искушения и лжи, несущие в себе смертельные страсти и со­ блазны, развращающие мысли и чувства. Поскольку даже святые слова первого рода могут воспринимать­ ся превратно, необходимо еще раз­ личать два рода смысла, придава­ емого слову в человеческой речи: 1) истинный смысл, означающий сочетание мыслей человека с Про­ мыслом Бога; 2) ложный (преврат­ ный) смысл, означающий сочета­ ние человеческих мыслей с замыс­ лами нечистой силы. Двум родам иконологических основ, учительских слов и смыс­ лов воспитующих высказываний в процессе духовно-нравственного воспитания противостоят два рода состояний души учащегося, или два рода состояний ученического внутриличностного контекста. Первый род - это состояние ду­ ховнойчистоты, для которого свой­ ственен вкус к восприятию святых образов, слов и смыслов первого рода. Для этого состояния также характерно естественное внутрен­ нее отвращение от образов, слов и смыслов второго рода. Подоб­ но привитым садовым деревьям, состояния психики первого рода можно определить как культурные. Второй род душевных состоя­ ний характеризуется испорченно­ стью вкуса к духовной пище, тя­ гой к нечистой пище «с душком», отсутствием или понижением им­ мунитета в борьбе с искушения­ ми. Такие состояния свойствен­ ны как учащимся, еще не приви­ тым к истинной культуре, так и учащимся, зараженным ложными идеями и страстями, несмотря на бывшую когда-то прививку к ис­ тинной духовности. Душевные со­ стояния второго рода отличаются духовным одичанием, неприязнью и воинственным нежеланием вос­ принимать образы, слова и смыс­ лы первого рода. Как первый, так и второй род внутриличностных контекстов учащихся - это именно временные состояния, а не человеческие каче­ ства, не постоянные свойства уча­ щихся. Нравственно здоровый че­ ловек - еще не значит святой и не- подверженный заразе, равно как и заболевший безнравственностью человек не значит - безвозвратно Под сенью Трифона | №1(5) 2013 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz