Карело-Мурманский край. 1927, N1.

8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Соображения, легшие в основу планового до­ рожного строительства в Мурманской губернии основываются на следующем. Общие данные о губернии—площади ее, насе- селенности и плотности населения неодвократно приводились на страницах „Карело-Мурманского К рая". Припомним, что губерния административно де­ лится на 9 волостей со следующими волостными центрами: Александровск, Кола, Ловозеро, Териберка, По­ ной, Тетрино, Кузомень, Умба, Озерка. Картина обезпеченности волостных центров связью с центром губернским следующая: телеграф­ н ая с е я з ь имеется с 7-ю волостными центрами; кроме тог.» один волостной центр—село Кола поль­ зуется непосредственно жел. дорогой, сообщение по океану и Белому морю имеется для 7-ми волост­ ных центров, причем для трех из них регулярное движение поддерживается круглый год, а для остальных 4 х только летом. Эти последние четыре волости: Понойская, Тет- ринская, Кузоменская и Умбская, -следовательно, имеют лишь одно средство связи с губернией, дей­ ствующее круглый год—телеграф; девятая же во­ лость Ловозерская никакого регулярного способа связи не имеет. Начиная с ноября месяца продол­ жительность путешествия в любой из этих пунк­ тов становится величиной крайне неопределенной. Благодаря оленеводству, зимняя связь, выража­ ющаяся в передвижении на оленях по зимним пу­ тям, пролегающим по замерзшим р кам, озерам и болотам и осуществляемая, примерно, 4 месяца в году возможна даже при тех значительчых расстоя­ ниях, какие мы имеем между перечисленными вы­ ше волостными центрами и линией Мурманской жел. дор. Эти расстояния составляют для с. Умбы, при­ мерно, 100 клм., для села Кузомень около 220, для с. Тетрино около 320 и для с. Ловозера—92 кило­ метра. В отношении сообщения внутри волостей и во­ лостных центров между собой в особо тяжелых условиях, находятся центральные волости—Лово­ зер ская и Понойская и прилегающее к ним про­ странство южных волостей—Тетринской и Кузо- менской. В первых двух волостях в каждой имеется по одной школе и медпункту—в волостных центрах. Расстояние от населенных пунктов до волостных центров колеблется от 60 до 180 клм. Для 7-ми поселений, имеющихся в Ловозерской волости, среднее расстояние до ближайшей школы составляет 112 клм, пролегающих по тундрам, топким мохо­ вым болотам и густым лесным зарослям и пересе­ каемых быстрыми речками. Приведем, кстати соотношение между летней и зимней стоимостью перевозки грузов: перевозка одного пуда от станции Пулозеро до с. Ловозера при расстоянии в 92 километра составляет зимой 30—35 копеек, летом же повышается до 6—7 руб­ лей , т. е. возрастает, примерно, в 20 раз; стоимость л етн ей смешанной лодочной (и отчасти пешеходной) перевозки от Колы до Нилозерского погоста превы­ ш ает зимнюю в 4 раза. Между тем культурные потребности края ра­ стут: в губернии имеется 39 школ (не считая Мур­ манска), 7 изб читален; школьное и больничное строительство возникает в поселениях, отдаленных от жел. дор. на 250—280 километров. Развиваю­ щееся, после падения за период войны и ин тер ­ венции оленеводство, сосредоточенное главным образом в Ловозерской и Понойской волостях, вы­ зывает ряд мероприятий со стороны Советской власти, направленных к укреплению его, как напр, основание опытной оленеводческой станции в Ло- возере, организация ветеринарного надзора и др. Первые мероприятия по дорожному строитель­ ству относятся к 1925 году*). Улучшение сооруженной пешеходной дороги и приспособление ее к нуждам гужевого тран­ спорта являлось первоочередной задачей строи­ тельства на 1926 год. Работа сезона 1926 года заключалась в соору­ жении постоянных мостов, расчитанных на нагруз­ ку 1V» тон. фурой преимущественно на ряжевых опорах и в устройстве полотна дороги в местах, представляющих особые препятствия для гужевого проезда. Ширина мостов была принята в 4'/а метра, мосты снабжены перилами. В двух случаях были сооружены взамен ряжевых свайные мосты на моховом болоте. При забивке на глубину свыше 2 метров сваи давали незначительную осадку до l'/a сантиметра. В топких местах, в районе Пулозера был уло­ жен бревенчатый настил шириной в 4Уа метра из 3—З '/z вершковых бревен, уложенных на лежнях и подкладках. При наличии близко и удобно распо­ ложенных запасов гравел: стого грунта, укладка бревенчатого настила, составлявшая дорогую и медленно идущую работу, легко заменялась соору­ жением гасыпи высотой в 0,50 —1,50 метров. Вследствие высокого качества гравелистого ма­ териала и соблюденных при сооружении насыпей условий тщательного разравнивания и отсыпки слоями, дорога в таких местах по сопротивляемости давлению колес и по условиям просыхания явля ­ ется весьма удовлетворительной. В особенности удачные результаты получены от применения м~- лых насыпей при пересечении дорогой моховых болот, развившихся на валунных полях, где со­ оружение сносной дороги представлялось на первый взгляд мало вероятным. В дальних участках предпо­ ложено устройство бревенчатого настила только в случае дальней возки бревен порядка Н/г—2 верст. Чрезвычайно хорошие результаты дало осуше­ ние пересекаемых болот канавами, что практико­ валось при часто встречающемся расположении болот на возвышанностях и на местности, имеющей Достаточный уклон, но в силу разных условий с затрудненным естественным дренажем. Такие бо­ лота большей частью травянистые, могут по осу­ шении дать хорошие сенокосные угодья, в особен­ ности удобные по близости их к дороге. Работой несложной по существу, но своеобраз­ ной являлась разборка каменных залежей; непо­ средственно за ст. Пулозеро были расчищены сплошные каменные поля протяжением свыше двух километров. Работы, начатые вследствие позднехю открытия кредитов лишь в средине мая месяца и расчитан- ные на незначительные ассигнования, не могли быть развернуты большим фронтом. Всего в 1926 году Ловозерская дорога выстроена полностью на ") См. б рош ю ру инж . А . Е. Н а за р е н к о „П у ти и с р е д ­ ства сообщ ения за П олярным К ругом *—Р е д .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz