Карело-Мурманский край. 1927, N1.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 9 протяжении 15 километров от ст. Пулозеро; кроме того на всем протяжении до самого села Ловозера произведен подробный километраж с установкой столбов постоянного типа; в результате этой ра-т боты получеп подробный линейный План дороги. Даже такое, казалось бы, незначительное улучше­ ние, как установка километровых столбов, было встречено местными жителями как большое облег­ чение изнурительного пути, где пройденное про­ странство лишь приблизительно измерялось затра­ ченным временем, Вследствие тяжелых условий работы, состав ра­ бочих в начале сезона был очень текуч. На каж­ дого проработавшего до конца сезона пришлось не менее четырех, через два—три дня убедившихся, что условия работы для них непосильны. Зато оставшиеся рабочие показывали редкие примеры выносливости; это относится как к фин­ нам, родившимся и выросшим вблизи полярного круга, так и к русским костромским и пензенским крестьянам. Работа в ледяной воде босиком (рабочие сами снимают выданные им сапоги-для облегчения); сон в палатке или шалаше из еловых ветвей. Ценою огромных физических лишений завоевываются не­ проходимые дебри! Общее количество работ, выполняемых в 1926году, следующее: Уширено просеки с корчевкой пней—2800 пог. метр. Расчищено камен­ ных россыпей — 6200 пог. метр. Открыто водоотвод­ ных канав — 7200 пог. метр. Сделано земляных работ по устройству насыпей и срезке кру­ тых уклонов— 1650 куб. метр. Уложено бревенча­ того настила— 1400 пог. метр. Сделано ряжевых мостов отверстием 2 25 метр.—7. Тоже отверстием 4.50 метра—2. Тоже свайных длиной по 11 метров—2. Отремонтировано линейных изб—2. Сделан километраж с установкой до с. Ловозера постоянных километровых столбов. Даже такой полупрнмитивный путь, какой мы имели в 1926 г. принес много облегчения жителям. Передвижение между Мурманском и Ловозером сделалось интенсивнее, отправление в Мурманск на летние заработки сделалось вполне осуществимым и посильным. Самая постройка, первоначально принятая сдер­ жанно консервативной частью местного населения, приобретает популярность, основанную на уже и с ­ пытанных сравнительных удобствах нового пути. Тип дороги, принятой к сооружению, встречает полное одобрение в особенности после первой поездки санным путем; ширь дороги, принятая в З’/а метра, оназэлась вполне "достаточной. Как один из выводов, накопившихся в течении двухлетнего дорожного строительства, следует ука­ зать на примененный в 1925 году способ параллель­ ного проведения изысканий и постройки. Дело в том, что подробные инструментальные изыскания во многих случаях могут здесь оказаться излишними, как вследствие облегченных техниче­ ских условий, вытекающих из сравнительно незна­ чительной интенсивности ожидаемого движения по дорогам, так и вследствие желательной быстроты постройки маршрута, и сравнительно высокой цены изысканий в девственной местности, могущей дойти до 2 ‘/ 2 —3% от стоимости постройки. Интересно отметить, что при постройке в 1895— 96 годах грунтовой дороги в Печерском крае от села Койнас Мезенского уезда до станции Усть- Цильма протяжением в 250 верст изыскания в форме полуинструментальных рекогносцировок, в е ­ лись параллельно с постройкой: разумеется, этот способ требует исключительного напряжения физи­ ческих сил и способности быстро находить нужное решение. В 1927 году предстоит сооружение сорока од­ ного моста, из которых четыре—через сравнительно значительные реки—Сыр-Иоки, Лебяжий Зашеек и Вокуеву; бревенчатый настил будет уложен общим протяжением около З1/^ километров; не менее д е ­ сяти километров дороги в общей сложности будет проведено насыпями. Для устройства мостов и настила понадобится заготовка 32 тысяч бревен. Работа крупными ра­ бочими массами при затрудненных условиях снабжения их жильем, продовольствием, мед­ помощью вызывает ж е ­ лательность примене­ ния механизации работ. На участках, где мест­ ность имеет характер крутых и коротких волн с заболоченными узкими долинами — оврагами между ними— обещает большой успех применение конных липат—скреперов для срезки холмов с параллель­ ной засыпкой оврагов. Не будуш новостью в дорожном строительстве С.С.С.Р., применение конных лопат при подобных условиях будет первым. Каковы же перспективы дорожного строитель­ ства в Мурманской губернии в остальном—какие районы особенно настойчиво требуют улучшения связи их с остальным миром? В настоящее время выработан план дорожного строительства в губернии на ближайшие пять лет. Признано необходимым соорудить в порядке посте­ пенных очередей 1840 километров грунтовых дорог. Общая стоимость работ составит около двух с по­ ловиной миллионов рублей. Проектируемыми маршрутами будет охвачено 66 васеленных пунк­ тов губернии с населением (по данным 1925 года) 13.900 человек, что составляет 74 процента всего населения губернии. Но было бы ошибкой считать, что этими маршрутами губерния будет поставлена в условия особой густоты дорожной сети. Отнюдь нет. Среднее протяжение дорог на сто квадратных Р. Кола с нагром ож дением м орены из валунов. На фоне-мост, подлеж ащ ий во сстано вл ению .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz