Карело-Мурманский край. 1927, N1.

КЯРЕПО-МУРМЯНСКИЙ КРЯЙ 7 ны и ученые учреждения, которые могли бы взять на себя субсидирование экспедиционных работ. В этот отношении нам кажется, что Русское Геогр. О-во в лице Карело-Мурманской комиссии, Ин­ ститут изучения Севера, Мурманская Биологиче­ ская Станция заинтересованы прежде всего в по­ добных исследованиях. Некоторую субсидию мог бы отпустить Нар. Комит. Земледелия, (изучение оленеводства и ягельников), Мурм. Губ. Исп. Ко­ митет и др. Походя к определению необходимых денежных средств для осуществления 3-х экспеди­ ций, по выше намеченным маршрутам, можно ска ­ зать, что в самых общих и грубых цифрах выпол­ нение каждой из них может выразиться в сумме 3000-5000 руб. т. е. в течение 3-х лет общий рас ­ ход на исследования внутренних районов восточ­ ной части Кольского полуострова не превысит 15.000 руб. В заключение, хочется высказать уверенность, что вопросы изучения Кольского полуострова в ближайшее время будут пересмотрены и привле­ кут к себе несравненно большее внимание, чем то, таким они до сих пор пользовались. А в дальней­ шем будет обращено внимание и на изучение вы­ ше рассмотренной территории на востоке полу-ва, этого самого неисследованного уголка в Европе самой исследованной части света. А. Хордикайнен. Дорожное строительство на Мурмане. Дорожное строительство на Кольском полуостро­ ве не имеет дореволюционной истории. В дореволюционное время незначительное вни­ мание, уделявшееся Кольскому полуострову, сосре­ доточивалось исключительно на его побережьях— западном и восточном Мурмане—по борьбе с побе­ доносной конкуренцией Норвегии, составлявшей все возрастающую угрозу Мурманскому рыбному промыслу. Ряд льгот, устано­ вленных для лиц, ж е ­ лающих селиться но Мурманскому бе егу, берегам Кольского зали­ ва и Рыбачьем полу­ острове имел целью заставить пришлых ры­ баков осесть вблизи промыслов. Поспешно и искусственно, не счи­ таясь зачастую с насу­ щными интересами тех- же вновь привлечен­ ных и ранее осевших колонистов, создали два центра: оплот власти правительствен­ ной — Александровек и Духовной —Печенгский монастырь. Мы не видим признаков тяготения к этим пунк­ там изнутри страны—они не собирают к себе на­ селение и связачная с ними история заселения Кольского полуострова .во второй половине XIX ве­ ка, не знает ни постройки дорог, ни проектирова­ ния их. Древняя Кола—служа перепутьем для рыбаков и средоточием небольшой группы местных скупщи­ ков, стремилась пробить себе сухопутную дорогу через Кольский полуостров па Кандалакшу. Отрыв­ ки этого пути, имеющие в иных местах свойства сносной грунтовой дороги, но с лодочными пере­ правами через реки и озера, составляют едва-ли не все дорожное хозяйство, доставшееся в наследство от старого режима. Если прибавить к этому 17-ти верстную колес­ ную дорогу от колонии Трифонов Ручей до Печенг- ского монастыря (ныне в Финляндии) и дороги чи­ сто городского значения в районе Александрове^ , ЛОВОЗЕРСКЯЯ ДОРОГА. К ам енная гряда на спуске к ручью . то опись этого небогатого наследства можно счи­ тать полной. С выделением Кольского полуострова в отдель­ ную Мурманскую губернию с самостоятельным бюд­ жетом, развитие дорожного дела стало столь же естественным и неизбежным, как и развитие всех отраслей народного хозяйства края и даже тем на­ сущней, чем более дорожное строительство в прош­ лом представляется отсталым. Задача колонизации, стоящая ныне перед Мурманской ж. дорогой, укрепила тенденцию за­ селения полуострова равиомерно и от бере­ гов и от центра; часть колонистов в недалеком будущем несомненно обнаружит сдвиг от по­ лосы железной дороги в глубь страны вслед старым поселенцам. Но условия ж и з н и , с л о ­ жившиеся в централь­ ных частях полуострова, чрезвычайно тяжелы. Будучи отрезаны от остального мира по крайней мере в тече­ ние 5-6 месяцев, жите­ ли центральной части полуострова принуждены применять по мере возможности свой хозяйствен­ ный уклад и свои потребности к существующим условиям. Это делается так: с установлением санного пу­ ти жители, действуя отдельно, а в последнее ьре- мя, объединяемые кооперацией, заказывают требуе­ мые товары, в количестве, расчитанном на целый год и определяемом наличием денежных средств (например, для с. Лузозеро закупается 7-10 пудов муки), и по зимнему пути закупленный товар п ер е ­ возится на место потребления и расходуется в те­ чение года до наступления следующего санного пути. Конечно, при этом уже в августе-сентябре н а ­ чинает сказываться недостаток многих продуктов, в особенности чая, сахара, овощей, который по­ сильно пополняется пешими рейсами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz