Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

активного, деятельного существа. В этом заключен смысл социокультурного феномена освоения человеком мира. В основе духовного освоения лежит предметно-практическое отношение чело­ века к миру, характеризующее его родовую сущность. В социальной психологии социализация определяется «как двусторонний про­ цесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой сторо­ ны - как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельно­ сти». Обратимся к содержательной стороне процесса социализации, которая убеди­ тельно раскрыта в диспозиционной теории регуляции социального поведения В.А. Ядовым. Он представил иерархию диспозиций, синтезирующих систему внутренних и внешних регуляций индивида в зависимости от степени включенности последнего в систему общественных отношений. Исследователь выделяет четыре этапа социализации личности: 1. Освоение предметной деятельности в семье. 2. Освоение общения в различных малых группах. 3. Освоение профессиональной деятельности в учебных и трудовых коллек­ тивах. 4. Освоение культурных ценностей общества посредством включения их в це­ лостную систему общественных отношений. Перейдем к рассмотрению педагогического смысла понятия «социализация», который наиболее полно содержится в фундаментальном монографическом исследова­ нии Н.Ф. Головановой. Педагогическая сущность социализации представлена несколь­ кими подходами: 1. Социологический подход. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий как стихийные воздействия среды, так и организованные - воспитание и образование (В. Момов и др.). 2. Факторно-институционный подход. Социализация представлена как со­ вокупность действий факторов, институтов, агентов социализации (И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.). 3. Интеракционистский подход. Социализация выступает в качестве важ­ нейшей детерминанты, предполагает межличностное взаимодействие, общение, без ко­ торого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира (Т.Е. Конни- кова, А.Т.Куракин, Л.И.Новикова и др.). 4. Интериоризационный подход, где социализация представляет собой ос­ воение личностных норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных общест­ вом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения (Л.П.Буев и др.). 5. Интераиндивидуальный подход. Социализация не исчерпывыается адап­ тацией к социальной среде, а является творческой саморегуляцией личности, преобра­ зованием себя, строится как «деятельная модель» самовоспитания (И.С.Кон, А.И.Кочетов, Ю.В. Сычев, В.А. Татенко). Выделенные подходы реализации понятия «социализации» в педагогике разли­ чаются характеристиками механизма превращения социального в психическое и соот­ ветствующего ему объекта социализации. Одним из основных понятий выступает культура, которая определяет содержа­ ние социализации. Культуру конкретного человека можно рассматривать как взаимно­ 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz