Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

интегрированный комплекс трех пластов: информационного, технологического, аксио­ логического. Информационный пласт культуры возникает в процессе усвоения ребенком зна­ ний, базовых для человечества, конкретного общества, этноса, группы людей и связан с этим процессом. Системообразующими информационного пласта культуры являются антропологические знания, представления о себе как личности, индивидуальности, субъекте деятельности. Технологический пласт культуры возникает в процессе овладения ребенком со­ вокупности операционных и интеллектуальных умений и навыков, которые обеспечи­ вают высокое качество его деятельности, высокий уровень соответствия требованиям, предъявляемым обществом, окружающими людьми, самим человеком к результатам его деятельности, и связан с этим процессом. Аксиологический пласт культуры возникает в процессе интериоризации ребен­ ком традиционных и актуальных общечеловеческих и групповых ценностей и связан с этим процессом. Культура способствует формированию социального поведения, становлению системы персональных ценностей и Я-концепции. В этом случае социализацию можно представить как культурную трансмиссию, то есть процесс вхождения человека в куль­ туру своего народа. Выделяют три вида культурной трансмиссии: 1. Вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям. 2. Горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками. 3. «Непрямую» (oblique) трансмиссию, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике - у окружающих его, помимо родителей, взрослых - родственников, старших членов об­ щины, соседей и т.п. Педагогически главным аспектом процесса социализации является его содержа­ ние. Оно определяется культурой и общественной психологией общества с одной сто­ роны, и социальным опытом ребенка - с другой, что позволяет представить его в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов: 1. Коммуникативный компонент - включающий в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации, использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения. 2. Познавательный компонент - предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности. В большей степени он реализуется в про­ цессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации, в общении и проявляется в самообразовательном процессе. 3. Поведенческий компонент - обширная и разнообразная область действий, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, быта до различных умений в трудовой деятельности. Кроме того, он предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, выработанных в процессе общественного развития, которые должны быть усвоены в процессе приобщения к культуре данного общества. 4. Ценностный компонент - когда человек, включаясь в жизнь общества, дол­ жен не только понять и правильно воспринять предметы, различные социальные явле­ ния и их значения для людей, но и «присвоить» их, сделать ценностными лично для се­ бя. Проблема педагогической сущности процесса социализации предполагает необхо­ димость рассмотрения средств социализации. В самом общем смысле средства - это элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях. Педагоги­ 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz