Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Н.Д. Шоломицкая Мурманский государственный педагогический университет, кафедра дошкольного и начального образования 183720, Мурманск, ул. Егорова, 15 Рассмотрение проблемы уместно начать с выявления философских и педагоги­ ческих аспектов феномена «социализация». Философской основой понятия «социали­ зация» является диалектико-материалистическая концепция, согласно которой социа­ лизация рассматривается как целостный и универсальный процесс в единстве филоге­ неза (формирование родовых свойств человека) и онтогенеза (формирование конкрет­ ного типа личности). Исследователи трактуют социализацию как процесс эволюции человека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим и со­ циальным через преобразование биологического. Естественно, что человек детерминирован обществом на разных уровнях своего взаимодействия с окружающим миром. Как отмечает Н.Ф. Голованова, суть первого уровня - «организм - окружающая среда» состоит в том, что человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм к окружающей среде. Второй уровень социализации - «субъект-объект» - предполагает взаимодейст­ вие между субъектом действия и познания и предметным миром. Для этого уровня ха­ рактерны процессы «опредмечивания» и присвоения. Важнейшим проявлением этого уровня является овладение ребенком речью как общественным средством коммуника­ ции. С ее помощью он приобщается к нормам, ценностям общества, к его духовной культуре. Третий уровень социализации - «личность-общество». Это высший уровень де­ терминации: он характеризует усвоение личностью сложной системы отношений в об­ ществе (социальных требований, правил, ожиданий). На его основе складываются мо­ тивы поведения, установки, которые личность должна усваивать, чтобы существовать в данном обществе. Исходя из сказанного, социализация понимается как процесс взаи­ модействия индивида в обществе на основе предметно-преобразовательной деятельно­ сти индивида, результатом которой является исторически - конкретная форма соци­ альности. Большое значение имеет понятие родовой сущности человека, поскольку чело­ век в отличие от животных организмов обнаруживает биологическую готовность к формированию социальных характеристик, и фактом бытия индивида в обществе родо­ вая сущность не проявляется, если она не актуализирована в индивидуальной жизне­ деятельности. «Данность человека конкретному обществу не вооружает его специфи­ ческим образом жизни, существенным для этого общества. Такой образ жизни должен быть сформирован самим человеком в процессе воспитания и социализации». Освоение духовных ценностей в процессе распредмечивания и опредмечивания выступает сущностью деятельности, а его результатом является сам человек в его об­ щественных отношениях, то есть мир человека. Освоение понимается как универсальный творческий процесс опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человек, в ходе которого происходит преобразо­ вание природной предметности в социальную, самоутверждение человека в мире как 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz