Естественнонаучные проблемы Арктического региона : пятая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 20-21 апр. 2004г. : тезисы докладов. Мурманск, 2004.

Гуманитарные проблемы естествознания церковь «Оазис», входящую в состав миссии «Кольский полуостров», зарегистрированную в г. Апатиты в 1997г. В период ее наибольшего рассвета количество прихожан составляло более 500 человек, и на данном этапе у прихожан начал вырабатываться даже свой особый диалект. Многие богослужебные слова стали произноситься в английской транскрипции (Alleluia, Amen). Можно было бы предположить, что это вызвано тем, что проповеди читались на английском языке, и молодые люди, не имеющие представления о русской транскрипции этих слов, произносили их так, как слышали, но ведь так начинали говорить и люди весьма почтенного возраста. Нередко заимствовались праздничные традиции, в том числе, например, связанные с празднованием Дней рождения. Это указывает на процесс образования группы со своими традициями и образом мышления. Другой крупной религиозной организацией является Церковь свидетелей Иеговы. Данная группа людей в г. Апатиты насчитывает около 300 приверженцев. Свидетели Иеговы, хотя и кажутся людьми открытыми, в действительности представляют замкнутую в себе культуру. У них, например, существует запрет для детей общаться со своими сверстниками, не являющимися членами этой организации. Данный список можно продолжить, но важнее разобраться в том, как изучать эти религиозные направления и для чего это нужно. Прежде всего, в незнании значительной массой горожан целей существования этих организаций и их культуры кроется конфликтная ситуация противостояния «своего - чужого», которая может привести к взаимной агрессии. Исследование конфессиональной ситуации призвано способствовать формированию поликультурной городской среды. Актуальная на се^дняшний день проблема - это межконфессиональные отношения. Наиболее интересен этот вопрос по отношению к различным направлениям протестантизма поскольку известны случаи их объединения в попытке перестроиться при изменении действующего законодательства. При изучении различных конфессий важно учитывать происхождение источников, которые отличаются разнородностью и нередко - очевидной предвзятостью в интерпретации данных. Другой проблемой в изучении этого вопроса является отсутствие четкой, подробной и единой классификации. Деление на традиционные и нетрадиционные религиозные практики, а также на «тоталитарные» и «не тоталитарные» (что характерно для публицистического дискурса) весьма относительно и не отражает ситуацию в целом. Изучение всех вышеназванных вопросов видится актуальным, поскольку подобный конфессионатьный раскол городского социума не может происходить безболезненно. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА Домрачевой М. И. Мурманский государственный педагогический университет 183720 г Мурманск, ул. Егорова, 15 В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно- технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Следует отметить, что изменилась и цель современного образования подготовка к самостоятельной общественной жизни и труду в современных условиях связывается с воспитанием и развитием творческой личности, формирование креативности. Актуальность данного исследования обусловлена несоответствием содержания и методов обучения физике основной средней школы цели и задачам образования, а также интересам учащихся. С этой целью предлагается использовать гуманитарный потенциал физики как любой общечеловеческой науки. Иначе говоря, речь идет о гуманитаризации обучения физике. Гуманитаризацию физического образования понимают как развитие творческих способностей учащихся с помощью методов гуманитарных знаний. Но нам, как жителям Кольского полуострова при изучении физики в школе прежде всего нужно уделять внимание культуре коренного населения - саамов. Это можно осуществить, например, решая задачи такие, как: 1. Почему шкура оленя греет? 2. Почему лыжи саамов - охотников не проваливаются? Также ученикам можно давать доклады, проводить факультативные занятия. Региональный компонент носит прикладной характер и ориентирован на обеспечение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для успешной социализации по месту проживания, и является механизмом региональной политики в области образования. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz