Естественнонаучные проблемы Арктического региона : пятая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 20-21 апр. 2004г. : тезисы докладов. Мурманск, 2004.

Гуманитарные проблемы естествознания культивируемое уважительное отношение к старшими и опыту, гостеприимство, и т.д., а они присутствовали при конструировании образов соседних поселков Терского берега, исконно поморских, русских. Некоторые, особенно люди старшего возраста (выходцы с южного Терского берега, русские), говорят, что поморов уже вообще нет - «повымерли, все», «смешались», в качестве настоящих и последних называют своих родителей. Необходимо заметить, что версия о необязательной принадлежности поморов к русскому этносу чаще воспроизводится членами так называемых смешанных семей; если же в семье и мать, и отец русские, то происхождение, новгородские корни поморов, наоборот, подчеркиваются и родителями, и детьми. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОСТИ НАРОДОВ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ Окороков А.Б. Мурманский государственный педагогический университет 183720 г Мурманск, ул. Егорова, 15 В историографии долгое время не учитывались литературные памятники народов доколумбовой Америки индейцев (майя, ацтеки, тольтеки, ольмеки), поскольку до середины XX века многие специалисты считали, что все письменные свидетельства были утрачены во время конкисты 1519-1529 гг. В распоряжении историков оставалось лишь произведение, написаное преподобным братом Диего де Ландой “Сообщение о делах в Юкатане”. Однако уже к 50-м годам XX века отношение к письменности этих народов меняется, что было обусловлено огромным количеством археологических находок в районе Белиза, Гватемалы и Гондураса. Однако вместе с этим встала проблема расшифровки древней письменности. Эти находки имели одну очень заметную специфику — все они были заполнены рисунками. Именно вокруг этих рисунков и разгорелись отчаянные споры в научных кругах США, Англии, Германии, Франции и России. Многие научные журналы предоставляли страницы для этих научных диспутов. В результате выделились две школы: советская (руководитель В.Ю.Кнорозов) и американская (Томпсон), каждая из которых предлагала свое собственное видение на проблему расшифровки древней письменности. Американцы считали, что эти рисунки являются иероглифами, сходными с египетскими, и приводили огромное количество примеров слов, переведенных ими со стелл, однако как потом выяснилось все эти слова были математическими символами и обозначали различные даты из жизни сахаля (вождя) и его семьи. Однако В.Ю. Кнорозов выдвинул гипотезу о том, что эти иероглифы являются буквенно-слоговым письмом. С помощью своих коллег и электронно-вычислительных машин ему удалось расшифровать и прочитать надписи на стеллах из Белиза, а также уцелевшие книги майя и ацтеков, которые в историографии называются кодексами. На этом примере хорошо заметно возросшее значение математики и связанной с ней информатики в развитии современного гуманитарного знания. ПОИСКОВИКИ ЗАПОЛЯРЬЯ - ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ О ВОЙНЕ (ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА ЭКИПАЖУ САМОЛЕТА ПЕТЛЯКОВ-2 №7 80-Г0 КИРКИНЕССКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО БЛИЖНЕБОМБАРДИРОВОЧНОГО АВИАПОЛКА 261 АВИАДИВИЗИИ ВТОРОЙ ЭСКАДРИЛЬИ СЕДЬМОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ) Куккер И.В. Кольский филиал Петрозаводского государственного университета 184209, г. Апатиты, ул. Космонавтов,3 Мурманская область богата памятниками войны, но мало кто знает о создании этих монументов. Нередко мы и не подозреваем, с какими проблемами сталкиваются поисковые группы в сохранении памяти о войне для воспитания младшего поколения. На примере истории создания памятника экипажу «братьев Поповых» можно проследить деятельность поисковиков. Выделим следующие этапы их работы: 1. поиск самолета Пе-2 поисковиками Казанского завода, с целью «...установить боевую машину как памятник тем, кто строил их и кто воевал на них...»(Щербакова, 1985); 2. образование 14 июня 1984 года совместной экспедиции с мурманскими летчиками, в состав которой вошли: Вагиз Валеев, секретарь комитета комсомола, П. Карабанов, начальник отдела, В. Алексеев, инженер- конструктор, В.Теков, А. Кузнецов, В.Фролов - мурманские летчики и как результат - нахождение самолета и посредством исследования «пешки»- выявление тех, кому принадлежала мячпшя; 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz