Естественнонаучные проблемы Арктического региона : пятая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 20-21 апр. 2004г. : тезисы докладов. Мурманск, 2004.

Гуманитарные проблемы естествознания 3. обращение поисковиков в газеты с целью установления связи с родственниками экипажа, общение с ними и однополчанами погибших и как результат восстановление картины последнего боя К Н. Попова, П.Ф. Попова, Б.С. Брижатюка; 4. - захоронение героев и воздвижение стеллы со словами «Взлетали, чтобы победить» (18 апреля 1985 года), в создании которой приняли участие «начальник грузового района порта А.Афонин, старший мастер А.Б.Старцев, слесарь И.М.Бузькин, сварщик В.МСорокин. На аллюминевом заводе отлили маленький макет пикирующего бомбардировщика.»(Базарнова, 1985), при поддержке поисковой группы музея «В небе Заполярья» под руководством Базарновой Р.И. Сегодня поисковики, как и много лет назад, сталкиваются с теми же проблемами - это и непроходимость территорий, и нензвебстность находок, и скупость данных, и то, что человеческая жизнь, к сожалению, не вечна. Но молодые ребята год от года все больше втягиваются в поисковую работу, своим энтузиазмом и энергией восстанавливая и сохраняя память для младшего поколения страны о той страшной трагедии XX века. Список литературы Базарнова Р.И. И поднимется новый памятник//Кандалакшский коммунист - 1985. - 13 апреля,- С.З. Щербакова Р. Любовь и ненависть//ВК. - 1985. - 11 марта. АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МУРМАНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Григорьева Е.Ю. Научный руководитель к. б. н., доцент Митина Е.Г. Мурманский государственный педагогический университет. 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15. В настоящее время в методике обучения биологии, в практике общего биологического образования проблеме формирования экологически значимых ориентаций уделяется недостаточное внимание. Востребованность изучения данной проблемы связана с тем, что именно ценностный подход к изучению природы обеспечивает усвоение системы общечеловеческих ценностей, обусловливает экологически грамотное поведение. В связи с этим целью нашей работы являлся анализ ценностно-мотивационной сферы школьников. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1) Определение категорий исследования и выбор методик диагностики, позволяющих получить достоверные данные об уровне сформированности экологически ценных ориентаций. 2) Определение достоверности результатов. 3) Изучение компонентов экологических взглядов и убеждений школьников. 4) Сравнительный анализ ценностно-мотивационной сферы школьников с другими категориями населения г. Мурманска. 5) Определение наиболее оптимальных методов диагностики индивидуальных иерархий ценностей. Таким образом, объектом исследования являлась система ценностных ориентаций (ЦО) школьников г. Мурманска, предметом - формирование экологически ЦО в образовательном процессе по биологии. Данное исследование позволяет получить новые сведения о состоянии проблемы сформированности экологических ЦО у мурманских школьников. Результаты исследования будут способствовать коррекции культуры современных школьников за счет изменения мировоззренческого взгляда на окружающий мир и усвоения экологической этики. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ методических и др. литературных источников); экспериментальные (анкетный опрос) и статистические (использование формул вариационной статистики для определения достоверности полученных результатов). Для выявления доминирующих ЦО нами были использованы следующие методики определения ЦО личности: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; методика С.Д. Дерябо, В.А. Левина «Доминанта»; методика С.Д. Дерябо, В.А. Левина «Альтернатива». Были определены основные категории для участия в эксперименте; отбор производился по возрастному, половому критерию, с учетом социального статуса опрашиваемых. На основе этого все испытуемые были объединены в 8 категорий. Общее число испытуемых - 462 чел. (из них 265 школьников). Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что лидирующие позиции в системе ЦО мурманских школьников занимают следующие ценности: 1) здоровье; 2) семья; 3) любовь; 4) свобода; 5) друзья; 6) природа; 7) Земля, мир. Ранжирование ЦО несколько отличается у школьников разного возраста и пола, но эти отличия не существенны. Экологические ЦО занимают, как и ожидалось, серединные позиции. Проведение сравнительного эксперимента с использованием другой методики подтвердило полученные результаты. Можно отметить, что методика «Доминанта» более проста для выполнения, но с другой стороны, методика М. Рокича дает более конкретные результаты, позволяет выявить истинную позицию той или иной ценности, что весьма важно в процессе изучения общей иерархии ценностей школьников. Данные, полученные с использованием методики М. Рокича, были конкретизированы и статистически 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz