Естественнонаучные проблемы Арктического региона : пятая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 20-21 апр. 2004г. : тезисы докладов. Мурманск, 2004.

Гуманитарные проблемы естествознания Список литературы Акишина А.А. Письмо как один из видов текста // Русский язык за рубежом. М., 1982. №2. С.57-63. Байбурин А.К., Топорков A.JI, У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990. Белявский М.Т. Частная переписка // Источниковедение истории СССР./Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1981. С.244-245. Виноградова Е.М. Эпистолярные речевые жанры/Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М., 1991. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981 Глинкина Л.А. « Весь ваш без церемоний...». Речевой этикет в часных письмах XIX века//Русская речь. М., 1985. № 1. С.39-45. Данкер З.М. Функционально-семантическая организация текста частного письма: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук. СПб.,1992. Козлова Н.Н., Сандомирская И.И. Я так хочу назвать кино. «Наивное письмо»: опыт лингво­ социологического чтения. М., 1996. С.7-87. Неклюдов С. Ю. Традиции спонтанных ^ b T y p //http://www.mpsf.org/virtual/Mast4/content.html Паперно И.А. Переписка как вид текста. Структура письма//Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. I (5). Тарту, 1974. С.214-215. Разумова И.А. Письменные традиции современной семьи: проблемы собирания и изучения //«Наивная литература»: исследования и тексты. М., 2001. С.93-115. Тодд У.М. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху./Пер. с англ. И.Ю. Куберского. СПб., 1994. РАЗНЫЕ ПОМОРЫ: СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ОБЩНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПОСЕЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ С.СОСНОВКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Симановская АВ. Кольский филиал Петрозаводского государственного университета 184209, г. Апатиты, ул. Кирова, 9 e-mail: Simanovskaja@rambler.ru В июле 2003 года было проведено исследование, предметом которого было этнолокальное самосознание населения с. Сосновка. Информанты - 20 человек в возрасте от 16 до 70 лет, которые родились и/или большую часть жизни прожили в с.Сосновка Ловозерского р-на Мурманской области. По национальной принадлежности: русские и из смешанных семей (русские-коми). Выборка формировалась методом «снежного кома». Методика сбора информации - интервью (глубинное, лейтмотивное). Попытаемся обозначить основные константы этнолокального самосознания населения села на специфическом, устно-историческом, материале по нескольким аспектам: пространственному (здесь определяется статус села на уровне Терского берега, Ловозерского района, области, а так же раскрывается категория «дома» для сосновчан, обозначаются основные причины и места миграции); темпоральному (дается вариант устной истории села); социальному (рисуется стратификационная картина села); этническому. На последнем остановимся подробнее. В селе проживают представители нескольких этносов: саами - коренное население (15 человек), коми - группы ижемцев (10 человек), русские (55 человек), ненцы (8 человек). Сосновка - это древний саамский погост. Такой пестрый этнический состав отличает Сосновку от всех остальных поселений Терского берега. На вопрос о том, разделяют ли друг друга жители по национальному признаку, респонденты отвечали, что сами, в повседневной жизни, так не делят друг друга, ведь «все равно, кто пасет оленей, лишь бы хороший пастух был». Об этом напоминают им власти в вопросах покупки лицензии на вылов рыбы (для саами цена одна, а для коми и русских уже другая). Такое разнообразие в этническом составе, и некоторая неопределенность в вопросе этнической принадлежности (здесь много смешанных семей) порождает интересные трактовки качеств поморов и определения границ данной общности. Сосновка предстает поморским селом, где поморы не обязательно русские по этнической принадлежности, а «поморы все, ведь у моря живут». Таким образом, локальная идентификация становится актуальнее этнической. На первый план выходит географический параметр - житель побережья Белого моря. Испытание морем - непременное условие: «Поморы - это люди, закаленные морем». Еще два условия - хозяйственность и знание своего дела, помора сравнивают с «кулаком» средней полосы, «крепким хозяином». Четко просматривается адаптация определения под данное поселение в сочетании двух традиционных для Сосновки занятий - рыбной ловли и оленеводства, что не характерно для поморских сел Терского берега. Плюс к этому даются характеристики: трудолюбие, умение работать в коллективе, долгожительство, 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz