Естественнонаучные проблемы Арктического региона : пятая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 20-21 апр. 2004г. : тезисы докладов. Мурманск, 2004.

Гуманитарные проблемы естествознания Адресатом творчества являются, в первую очередь, ее друзья, знакомые, дети, внуки, жизни и характеры которых выступают составляющими ее текстов, той реальности, которую оно создает в своих стихах. В мире стихов отображается жизнь Анны Антоновны. Через описания судеб друзей видна ее собственная судьба, так как в текстах представлена картина мира, выраженная в стереотипных представлениях: «как нужно делать правильно», «как делать не надо», «мы жертвы», «Мы труженики», «мы делаем правильно». Эти стереотипные представления прослеживаются, как в биографическом нарративе Анны Антоновны, так и в ее стихах. Набор стереотипных представлений в «картине мира» Анны Антоновны отражает также систему ее ценностей, в которой первостепенную роль играют ценности социальные. Через биографический нарратив выясняется, что на разных этапах жизненного пути творчество играло неодинаковую роль во внутренней жизни Анны Антоновны (до выхода на пенсию она не относилась к написанию стихов как к поэзии, в дальнейшем создание собственных литературных произведений реализовало потребность автора в ощущении собственной значимости). К ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ОПОСРЕДОВАННЫХ ФОРМ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ: РОДСТВЕННАЯ ПЕРЕПИСКА Сенькина А.А. СПб ГУКИ: каф детской литературы. 195221, г. Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д.106, кв.38. e-mail: anna_senkina@list.ru К концу XVIII века частная переписка, постепенно превратилась в неотъемлемую часть быта. В XIX веке переписка выступает уже как важнейшее средство общения и передачи информации. Активное использование писем во всех сферах жизни привело к появлению разнообразных эпистолярных форм и традиций в разных социальных кругах. Настоящая работа описывает функционирование эпистолярных форм в коммуникативном пространстве современной семьи. Исследование подтверждает, что словесное общение, в том числе письменное, имеет первостепенное значение для поддержания группового единства. Родственная переписка представляет собой совокупность устойчивых текстов, которые функционируют в быту семьи и реализуются в процессе внутрисемейных контактов. Пространство бытования эпистолярных форм охватывает целый ряд областей семейной субкультуры: ритуально-праздничных и повседневных. В рамках семейной сферы наблюдается полифункциональность эпистолярной практики и высокая степень дифференциации типов текстов, форм их существования. Семейная эпистолярная практика служит средством социализации, накопления и передачи семейного опыта, способствует самоопределению личности. Индивидуальный семейный опыт составляет содержание письменного словесного общения и определяет его формы в каждой конкретной семье. Эпистолярная стилистика зависит от ситуации и родственных статусов адресата и адресанта. Любой автор письма пишет с оглядкой на традицию, в том числе семейную. В докладе рассматриваются основные характеристики родственного письма как типа текста: уникальность контекстного смысла, фрагментарность, эмоциональность, дополненность изобразительным рядом. В качестве особой разновидности эпистолярных текстов рассматриваются повседневно-обиходные записки. Природа таких записок обусловлена спецификой повседневной деятельности. Наблюдается специальное использование обиходных записок. Их содержание во многих случаях свидетельствует о том, что письменная форма помогает преодолеть психологический запрет на произнесение интимных шш эзотерических текстов. Другие случаи специального использования «коротких писем» касаются, например, коммуникации между членами семьи находящимися в конфликте. Обиходные записки - один из феноменов городской семейной жизни. При их изучении необходимо учитывать аспект, касающийся семейного пространства, в котором сосуществуют родственники. Данная форма эпистолярного общения свойственна любому микроколлективу, объединенному' общей территорией, будь то совместное проживание («студенческая семья») или тесная профессиональная деятельность (общение коллег, работающих в одном отделе). Собранный материал позволяет констатировать, что современная семейная эпистолярная традиция динамична. Аудиотехнический способ передачи информации (телефон) становится равноправным (если не преобладающим) коммуникативным типом. Вместе с тем относительная устойчивость бытования «классических» эпистолярных текстов, характерная для определенных групп (семейных и социокультурных) обусловлена консервативностью форм частного быта, родственных отношений, а также специфическими контекстами. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz