Змеева, О. В. Диаспора - основа для сохранения этничности // Живущие на Севере: опыт и прогнозы : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 99-103.

Именно у азербайджанцев родственные связи определяют взаимоот­ ношения; эта этническая группа, как нам представляется, более традици- онна, по сравнению с остальными опрошенными, и замкнута в своей среде. «Да есть, живут тут пятьсот человек, все родственники». (М, 1985 г.р., ур. г. Кировска, Мурманская обл.) Именно теснота семейно-родственных отношений, по мнению ин­ формантов, свидетельствует о взаимной поддержке «своих» и о тесных контактах между ними (и формальных, и неформальных). Респонденты также указали на то, что азербайджанцы больше поддерживают друг друга, чем представители остальных этносов. Конечно, каждая этническая группа воспроизводит стереотипные качества, присущие их соседям-этносам. В связи с этим, возникает вопрос, почему разные этнические группы указы­ вают на сплоченность именно азербайджанцев? С другой стороны, есть респондент, который разграничивает организованность азербайджанцев, не живущих на Севере, и «единичность» тех, кто проживает в условиях Запо­ лярья. Представители же других этносов (грузины, армяне, русские) не упоминают о функционировании какого-то сообщества или этнической группы: у них, скорее, сохранение этничности рассматривается в пределах (рамках) своих семей. Возможно, такая ситуация связана еще и с тем, что на изучаемой территории проживает множество этносов, и, несмотря на множество контактов между ними, этническая идентичность отдельных представителей не размывается. Именно поэтому и нет необходимости создавать диаспору, «имеющую социальные институты для поддержания и развития своей общности»1 с целью сохранения национального. Дополни­ тельное уточнение относительно диаспоры на Кольском Севере мы полу­ чили от невестки одного из информантов, которая присутствовала при ин­ тервью и активно участвовала в беседе. Она утверждает, что в Кировско- Апатитском районе нет диаспоры, в отличие от ситуации в центре России: «Они как-то здесь все разрозненно» (Ж, 1975 г.р.). «...A если ты собираешься обосновываться в Москве, жить, рабо­ тать, то, конечно, это, примыкаешь к азербайджанской диаспоре» (Ж, 1975 г.р.). Она объясняет разрозненность и разобщенность «северных» азер­ байджанцев тем, что они изначально приезжают сюда с установкой на временное пребывание. Возможно, этот момент гоже важен, т.к. люди, в соответствии со своими миграционными установками, не хотят закреп­ ляться на территории, создавая национально-культурные центры, а именно это, в принципе, и является основной функцией диаспоры. Но, с другой стороны, отсутствие таких центров не означает растворение иммигрантов в среде принимающего населения и, следовательно, смену этнической иден- Леверовская Я.В. Диаспора / Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. I рицанов, В-Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. - Мн.: Книжный дом, 2003. - С. 282. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz