Змеева, О. В. Диаспора - основа для сохранения этничности // Живущие на Севере: опыт и прогнозы : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 99-103.

При анализе полученной информации нами были учтены некоторые особенности биографии опрошенных: время переезда на Север респонден­ тов или их родственников (если они сами здесь родились); возраст инфор­ мантов; этническая принадлежность их родителей; и, конечно же, этниче­ ская идентичность самих респондентов. Кольский Север воспринимается как бесконфликтная зона и про­ странство межэтнических контактов. «В устойчивый “образ региона” включается и представление о том, что, несмотря на полиэтничность, он является своего рода “замиренным пространством”, или зоной этнической бесконфликтности»1. Мнения информантов относительно связи этнической бесконфликт­ ности и возникновением организованных этнических сообществ различа­ ются: одни не знают вообще об этнических объединениях в Кировско- Апатитском районе, другие утверждают, что диаспоры здесь нет, и не бы­ ло смысла до определенного момента в полиэтничном районе создавать ее, т.к. конфликтов между этносами не существовало: «И вот такого не было распределения на диаспоры и не было рас­ пределения на национальности какого-то такого существенного, но вот в стат. сборнике э-э... за 1989 год перепись населения была, 171 националь­ ность. <...> Но каждый жил скорее... не по национальным, как бы общал­ ся не по национальному признаку, вот, а, как сказать, вот общность была в основном, скажем так, по интересам. < ...> Вот примерно так себя ощущали, и вдруг после перестройки, вдруг все распалось на диаспоры...» (Ж, 1945 г.р., ур. г. Владивостока, Приморский край). Тем не менее информанты называют обстоятельства, которые можно считать косвенными признаками существования некого этнического сооб­ щества (диаспоры). Особенно яркие высказывания относительно разного рода объединений можно встретить у информантов-азербайджанцев. Они рассказывают о том, что азербайджанцы вместе отмечают праздники, вме­ сте обсуждают какие-то проблемы (например, строительство мечети в го­ роде), помогают своим землякам: «Собираемся, не всеми собираемся, это как русские, кто верит или кто хочет этого, приходит, не обязательно, если тут живут триста азербайджанцев, приходит десять, двадцать, там, тридцать, сколько < ...> Ну просто взрослые собираются, там, поговорить можно, но это особенно такого духовного целовека, чтобы ты объяснил или че-то там еще основы религии, или там молитвы че-то. Просто собираемся, обща­ емся» (М, 1963 г.р., ур. Азербайджана). «У нас не имеет значения, что родственник или не родственник, са­ мое главное, наша национальность» (М, 1985 г.р., ур. г. Кировска, Мур­ манская обл.). Разумова И.А. Северный «миграционный текст» постсоветской России // Этнокуль­ турные процессы на Кольском Севере. - Апатиты: КНЦ РАН, 2004. - С. 9. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz