Змеева, О. В. Диаспора - основа для сохранения этничности // Живущие на Севере: опыт и прогнозы : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 99-103.

тичности. Кроме того, отсутствие этнической организации может свиде­ тельствовать об общей бесконфликтности на данной территории. Конечно, сложности во взаимоотношениях существуют: информанты вспоминают обращение к ним с угрозами или обвинениями со стороны «местного» на­ селения (пьяных или подростков): «...Если, там, 16-летние пацаны где-то кому-то че сказал, или, бы­ вало, кто-то идет на улице, мне какой-то там алкаш или выпивший, мне че встать или, если ты разумный целовек или, там, еще, я же общаюсь с нормальным, они ко м не нормально относятся <...> это не национальный вопрос, зависит от человека» (М, 1963 г.р., ур. Азербайджана). «Нет, щас бывает, щас все, не, так кто-то пьяный лезет, хочешь уйти, не получается, лезешь в драку, тем более, как сказать, горячий кровь, не устоять, чтобы что-то сказать» (М, 1985 г.р., ур. г. Кировска, Мурманская обл.). Но, как видно из высказываний, оценочность поведения связана, скорее, с социальным, возрастным либо образовательным статусами окру­ жающих, и в меньшей степени с этническими различиями. Конечно, такие оценки могут повлиять на этнические процессы. Ес­ ли территория будет рассматриваться как бесконфликтная, то идентич­ ность, связанная с этническими особенностями, отойдет на второй план, а основой, скорее всего, станет локальное самосознание. Но полиэтничная территория, воспринимаемая как бесконфликтная, в какой-то момент мо­ жет стать зоной этнических конфликтов. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz