Возница, В. М. Национально-региональный компонент государственнго образовательного стандарта. География : програмно-методические материалы / В. М. Возница ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 35 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА Часто при изучении своей местности необходимо провести экскурсии или практические работы на местности. Именно это вы­ зывает наибольшие трудности, вот почему мы предлагаем ком­ плексный полевой практикум по изучению отдельных природных объектов на местности. Цели практикума: 1. Дать учащимся цельное представление о закономерностях развития природного комплекса своей местности, закрепить зна­ ния, полученные при изучении географии, химии, физики, матема­ тики, биологии. 2. Помочь овладеть навыками простейших измерений и на­ блюдений на местности, научить анализировать состояние окру­ жающей среды. 3. Научить работать в группе, прибавляя часть выполненной работы к работе всей группы. 4. Научить представлять результаты работы в виде отчетов, маршрутных листов, полевых дневников, выступлений перед одно- КЛ 8 ССНИКЗ м И . К проведению практикума целесообразно привлечь учителей химии, биологии, математики, физики. Подготовка к работе, подведение итогов. Класс делится на группы. Маршрутные листы готовятся заранее и с таким расче­ том, чтобы все группы прошли назначенные объекты. Если это не­ возможно, объект наблюдения и исследования определяется для каждой группы отдельно. Итоги работы групп подводятся на кон­ ференции, по представленным материалам. Отдельные задания практикума могут быть выполнены в 6 классе при изучении отдельных оболочек Земли. Инструктивные карточки *> Группа «Ботаники». Отмерьте на изучаемом вами участке 1 кв. м. Сосчитайте видовое разнообразие растений на этом участке. Назовите основные виды растений на участке. Заметны ли в растениях приспособления для выживания в ус­ ловиях Севера? Какие? Какие типичные растения данной природной зоны растут в месте ваших исследований? Заметна ли на природном комплексе хозяйственная деятель­ 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz