Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

Иногда лопарей с упряжками прибывало недостаточно, и цены за провоз резко возрастали. Так, в 1884 году в Кан­ далакше собралось три с половиной тысячи промышленни­ ков, и лопари брали за доставку до Колы по 12 рублей с человека вместо обычных 5 рублей. Чиновник Николай Макшеев в 1891 году за поездку из Кильдинского погоста в Вороньинский на расстояние 150 верст заплатил возчику 6 рублей. При умеренном выходе мурманщиков на промыслы цены за провоз через Лапландию снижались. В 1883 году 2217 промышленников наняли 2305 оленей за 3865 рублей 50 копеек, то есть заплатили по 1 рублю 68 копеек за оленя. В начале XX века весенний промысел у берегов запад­ ного Мурмана почти прекратился, а на летний промысел, который велся в водах восточного Мурмана, поморы стали выезжать на пароходах. Извоз мурманщиков как доходный промысел лопарей перестал существовать. Из русских жителей извозом занимались крестьяне, имев- шие лошадей. Так, в Ковдской волости в 1877 году 58 че­ ловек заработали извозом 1247 рублей. С возникновением лесопильных заводов в вывозке леса участвовали 50 ковдских жителей. Каждый из них за зиму заработал около 150 рублей. Морским извозом занимались русские судовладельцы, которые за плату отвозили промысловую продукцию на рынки в Архангельск, Петербург и другие места. Так, из Колы на Двину в конце XVIII — начале XIX века ходили в Архангельск 3—4, а иногда и 5 мореходных судов; из села Умбы — 2 лодьи и 1 кочмара. Извозное занятие нельзя отнести к разряду легких и без­ опасных. На оленях людей и грузы возили в морозное и вьюжное время. На море нередко суда попадали в штормы и гибли. Профессия возчика («ямщика») требовала умелого о бр ащ ен а с оленями. С этим отлично справлялись лопари. У русских же ездовые олени, по свидетельству чиновника Макшеева, «шли дурно» — шарахались в стороны, наска­ кивали на кочки и камни, не слушались водителя. С середины 70-х годов XIX века извозом на море стало заниматься Архангельско-Мурманское пароходство, кото­ рое все более и более расширяло свою деятельность, отнимая извозные доходы у владельцев парусных судов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz