Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

Сухопутным извозом на Кольском полуострове занима­ лись преимущественно лопари, морским — русские судовла­ дельцы. Во внутренней Лапландии существовала лишь одна регу­ лярная дорога — от Кандалакши до Колы, которая носила разные названия: «ямской путь» (XVI—XVII века), «кольский тракт» (XVIII—XIX века) или просто «Мурманская дорога». В пределах нашего края, от села Ковды до города Колы, имелось десять дорожных станций — «ямов»: Ковдская, Кня- жегубская, Кандалакшская, Зашеечная, Екостровская, Воро- ньеозерская, Раснаволокская, Масельгская, Кицкая, Кольская. До 80-х годов XVIII века ямская гоньба являлась фео­ дальной повинностью податного населения. Екатерина II повелела содержать дорожные станции за счет государства, отдавать их с торгов тем, кто добровольно согласится взять их за наименьшую плату. Подрядчики давали обязательство всегда иметь на станции 4 ездовых оленя и для летних перевозок — карбас. Служилых людей, по предъявлении «подорожных» грамот, они возили бесплатно, а со всех остальных брали узаконенную поверстную плату. В 1823— 1826 годах содержатели десяти дорожных стан­ ций получали от казны по 4527 рублей в год. Подряд на содержание станции в русских волостях брали купцы, а внутри Лапландии — богатые лопари или паевые артели лопарей победнее. В марте, когда из беломорских селений промышленники выходили на Мурман, лопари с оленьими упряжками явля­ лись к Кандалакше и Раснаволоку для подвоза рыбаков в их становища. До середины XIX века на оленях ездили только приказчики и состоятельные поморы. Но постепенно число промышленников, нанимавших возчиков-лопарей, возраста­ ло. В 1870 году шедших пешком насчитывалось до 1000 че­ ловек, а ехавших на оленях — около 1300. Те, которые двигались не на Колу, от Раснаволока поворачивали к Ловозеру и далее направлялись в становища восточного Мурмана, — всего до тысячи человек — все ехали на оленях. «Извоз поморцев, — писал в 1877 году ловозерский священ­ ник Георгий Терентиев, — доставляет лопарям денежный доход, потому что за извоз поморцы рассчитываются честно наличными деньгами, смотря по подряженным ценам от 8 до 12 рублей и более за четырех человек с кладью при них». 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz