Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

XIX века в Коле строилось 14— 18 шияк в год. Лучшими мастерами считались Петр Харчев, Михаил Хипагин, Роман Миккуев. Конструкция шняки совершенствовалась веками. До появления моторных судов шняка признавалась «чрезвычай­ но хорошо приспособленной к морю». Но к концу XIX века она уже не вполне удовлетворяла промышленников. Мор­ ской офицер Н. В. Максимов в 1893 году писал: «Шняка наша тяжела, неуклюжа, неповоротлива, вооружена одним парусом, называемым "благодатью"... На шняке нет каюты, где люди могли бы обогреться и просушиться. Она сильно погружается в воду и ходит тихо под веслами. Волнение легко заливает ее, когда она в грузу... Шняка не может выходить в море в непогоду и держаться...» Казалось бы, она должна была уступить место палубному судну с керосиновым двигателем. Но нет — шняка не исчезла. «Несмотря на все изобретения и улучшения в су­ довой и промысловой технике, — писал в 1913 году чинов­ ник А. А. Мухин, — наш помор по-прежнему остается верен шняке...» Творение колян продолжало служить рыбакам на удивление приезжим людям. Биолог Б. Шванвич, прибыв­ ший на Мурман в 1913 году, обратил внимание и на кольскую шняку: «Расписной, характерно выгнутый нос шняки... напоминает профиль старинных ковшей. При кру­ той волне выходить на ней в море можно лишь исключи­ тельно при поморском бесстрашии и удальстве». В небольших размерах малое судостроение существова­ ло и в беломорских селениях Кольского Севера. Журнал «Русское судоходство» в 1887 году отмечал, что «необразо­ ванные мужики... в Ковде строят суда, которые ежегодно доходят благополучно до Петербурга... водоизмещение имеют 5—8 тысяч пудов и экипаж в три человека». Обсле­ дование 1896 года показало, что и в селе Кашкаранцах занимались строительством «мелких промышленных судов — тройников и шняк». «Половина населения и отчасти сами судостроители, — говорится в отчете А. Г. Слезскинского, — ходят на этих судах на Мурман для лова трески». Крупные суда — лодьи, шхуны, кочмары, которыми пользовались богатые промышленники и торговцы Кольско­ го Севера, — строились преимущественно на Двине, у Хол- могор и в Архангельске. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz