Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

10. ЛЕСОПИЛЕНИЕ Лес — одно из основных богатств Русского Севера. Наиболее ценная порода местного леса — сосна — растет в суровых условиях Заполярья медленно, но зато ее древе­ сина отличается высокими качествами — мелкослойная, плотная, смолистая, она пользуется спросом у производите­ лей мебели и музыкальных инструментов. В середине XVIII века пытался организовать вывозку леса из Лапландии за границу граф П. И. Шувалов. Но порожистые реки Мурманского края оказались малопригод­ ными для сплава бревен к морю, и Шувалов перенес свою деятельность на Двину и Онегу. В феодальную эпоху лесные ресурсы Севера эксплуати­ ровались в незначительной степени. Развитие промышлен­ ности, железнодорожного и пароходного транспорта при­ вели к созданию в Архангельской губернии многих лесо­ пильных предприятий. Они возникали не как результат деятельности местных, поморских предпринимателей, а за счет капиталов, притекавших из внутренней России и из-за границы. Основным центром лесопильной промышленности на Кольском Севере стала местность близ села Ковды. По берегам Ковдозера, соединенного рекой Ковдой с морем, рос прекрасный лес. Достаточно глубокое морское прибрежье позволяло подходить сюда довольно крупным судам. Ряд островов прикрывал его от волнения на море. Зачинателем промышленного лесопиления на Кольском Севере явился петербургский капиталист Н. Русанов. Его доверенный инженер Н. Шарвин взял у казны в аренду обширную площадь леса по реке Ковде и приступил к стро­ ительству завода на острове Березовом, в трех верстах от села Ковды. Фирма Н. Русанова закупила за границей новейшее оборудование для пиления бревен — 9 паровых двигателей общей мощностью в 160 лошадиных сил, 4 пильных рамы и 17 станков с круглыми пилами. Помимо производственных зданий фирма построила жилые бараки, склады, админи­ стративные и другие помещения, обустроила порт и подходы к нему (поставила навигационные знаки — башни, бакены и вехи). Рабочую силу (до 2 тысяч человек) нанимали со 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz